Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

ДУХОВНИК ВСЕЙ СЕМЬИ

Создать счастливую семью и сохранить её под действием всех жизненных испытаний всегда было трудной задачей. Испытания подстерегают супругов на всём протяжении семейного пути. Особенно непросто это в наши дни, когда так много соблазнов, а традиции семейного благочестия разрушены. Как сохранить брак? От кого зависит семейное счастье? Нужен ли супругам общий духовный отец? И в чём разница между духовником и духовным отцом? Об этом беседа с руководителем информационно-издательского отдела Владимиро-Волынской епархии протоиереем Владимиром Ровинским.

 — Какова роль духовного отца в жизни супругов и обязательно ли супругам иметь общего духовного отца и духовника?

— Потенциально роль духовного отца для семьи огромна. Если бы у нас было побольше отцов, способных духовно окормлять целые семьи, у нас было бы больше и настоящих православных семей… На практике, к сожалению, в лучшем случае только один из венчанных супругов воцерковлён настолько, что осознанно ищет руководства в духовной жизни. Второму супругу достаточно от священника роли духовника, в той форме, о которой упоминает святитель Феофан: принять редкую исповедь и помолиться о разрешении грехов. Приходилось мне иногда наблюдать, как супружеские пары избегали исповедоваться у общего духовника или осознанно утаивали при этом ряд грехов. Нельзя нам забывать, что тайна исповеди неприкосновенна, и пастырь не вправе её открыть даже под страхом смертным. Хотя бывают другие ситуации. Например, ещё до свадьбы будущие супруги окормлялись у разных священников. После Венчания один из них принимает духовного отца своего супруга в качестве духовника, а за советом и наставлением в духовной жизни продолжает обращаться к прежнему батюшке. Супругам хорошо иметь общего духовного отца ровно настолько, насколько у них общие цели и задачи семейной жизни. Если цель христианской семьи — наследование жизни вечной, то одно из средств её достижения — общий указатель к оному, духовный отец для обоих супругов.

— А если сложилось так, что в семье у мужа и жены разные духовные отцы и их мнение вступает в разногласие, как быть в таком случае? 

— Во-первых, необходимо известить своего духовного отца о мнении духовника супруга по спорному вопросу. Опытный священник всегда будет считаться с мнением другого духовника. Во-вторых, в вопросах устроения духовной жизни семьи духовники должны руководствоваться не столько своим мнением, сколько мнением Святого Евангелия и учения Церкви. Поэтому особых разногласий тут быть не должно. В-третьих, супруги не освобождаются от личной ответственности за жизнь своей семьи. Поэтому, рассматривая и учитывая мнение духовника, должны самостоятельно принимать решение.

— Бывает, что супруги преувеличивают роль духовника и пытаются переложить на него решение своих семейных проблем…

— А не надо преувеличивать. Вот если бы они жили в духовно хорошо устроенном монастыре, где есть старцы, которые умело ведут ко спасению, а они в качестве послушников ради этого спасения предаются абсолютному и безусловному послушанию, тогда можно говорить о полном отсечении своей воли и это было бы на пользу душе послушника. Но поскольку мы говорим о жизни в миру и желании устроить семейную жизнь на духовных началах, то здесь надо помнить о личной ответственности за семью, которую ты создал и за которую дашь ответ. Не должны здесь и духовники допускать чрезмерного руководства делами чужой семьи. Руководство должно касаться главным образом вопросов духовной жизни. Не стоит благословлять, в какой цвет красить забор на даче и сколько раз в году посещать любимую тёщу.

— Отец Владимир, во многих семьях возникают ситуации, когда один из супругов отказывается приступать к любому, даже пустяковому, делу и принимать какое-либо решение, пока не получит на это благословение священника, а муж (жена) против такой позиции. Возникают сложности… Как правильно поступить?

— Поступить надо так, чтобы в семью возвратить мир и согласие. Во-первых, в обязанности духовника не входит благословлять или не благословлять «любое дело» и «любое решение». Плох тот духовник, который такие функции на себя возлагает, вдвойне плохо то чадо, которое от духовника того требует.

Во-вторых, наличие духовного отца у супругов должно не осложнять отношения между ними, а, наоборот, способствовать их улучшению.

— Насколько, по Вашему мнению, допустимо вмешательство духовника в интимную сферу жизни?

— Мне кажется, если человек на исповеди кается, упоминая о той или иной стороне интимной жизни, духовник должен от чего-то предостеречь, в чём-то напомнить нормы евангельской морали.

Скажу более, если духовнику на исповеди открывается грех прелюбодейства, супружеской измены, он обязан уврачевать духовную болезнь епитимией и отлучением от Причащения до искреннего раскаяния и оставления этого греха. Если духовник окормляет обоих супругов, он вправе подсказать им о желательности воздержания в супружеской жизни в определённые дни. Но всё это не должно выходить за рамки, предписанные апостолом Павлом: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор.7,5). С другой стороны, духовнику негоже диктовать супругам, простите, «как, когда и сколько».

— Известны случаи, когда духовники благословляют разводиться или жить супругам как брату с сестрой. Допустимо ли это?

— Я слышал о таких случаях. Знаю, что есть действительно такие ситуации, когда неотвратимой становиться необходимость разводиться, — это допускают и церковные правила. Дальнейшая совместная жизнь может привести к духовной погибели обоих супругов. Поэтому не спешу осуждать все благословения такого рода. Но, как я понимаю, здесь вопрос ставится об ином: некоторые духовники вообще считают брак делом скверным и недостойным своих «высокодостойных» духовных чад. Безусловно, такой подход недопустим. Он противоречит учению Церкви. В Священном Писании сказано однозначно: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк.10,9). Обязанность духовного отца — учить, наставлять, но не приказывать, не ломать волю своих чад.

— Насколько значимо слово духовного отца в принятии решений супругами?

— Слово духовного отца должно быть значимым. Но оно должно быть в то же время мудрым, трезвым, взвешенным, ответственным, кротким, и главное — рекомендательным. Помните, как в Евангелии Христос, когда оглашал Заповеди блаженства, то не приказывал, не ломал волю Своих слушателей, а как бы советовал, желал им счастья (слово «блаженный» на церковнославянском языке означает то же самое, что в современном русском языке слово «счастливый»). Вот такой подход и должен стяжать духовный отец по отношению к своим чадам. А супруги должны прислушиваться к совету духовного отца и самостоятельно принимать решение.

— Какова же главная задача духовного отца в православной семье?

— Быть на жизненном пути семьи тем придорожным столпом, который верно указывает направление ко Христу и жизни вечной. Эта мысль, думаю, будет согласна и со Святыми Отцами, которые видели в духовном отце «указателя» ко спасению, а в старце — «водителя». Не надо от духовного отца требовать роли старца. Старец может быть там, где есть послушник, который готов полностью предать свою волю в руки старца, способного привести эту душу в Царство Небесное. А поскольку мы, в условиях семьи, не сможем быть такими послушниками, будем руководствоваться советами духовного отца и брать на себя ответственность за принятие решений.

— Что, на ваш взгляд, является главным в отношениях между супругами?

— На мой взгляд, любовь… жертвенная.

Беседовала Наталья ЕРМАКОВА. Фестиваль Православных СМИ.
http://festzmi.org/node/1404

предыдущая    следующая