Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Лампада», Новоалтайск

Проблемы молодой семьи

Беседа с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом

Владыка, как вы относитесь к тому, что бытовые условия мешают молодым людям, любящим друг друга, вступить в брак?

— Вообще есть такая  пословица: «С милым рай и в шалаше», но я эту пословицу не разделяю, потому что и в благоустроенной квартире этот первоначальный «рай» скоро проходит — так человек устроен. Эти сильные, яркие эмоции, связанные с первоначальным сближением двух людей, отступают через некоторое время, но появляется другое (если существует любовь): появляется единство нерасторжимое. А если люди ещё единомышленники, представляете, какая взаимная поддержка, общая жизнь! И вот в таком случае это сильное чувство может выдюжить любые бытовые неурядицы. Но желательно, чтобы этих неурядиц, этого неустройства было как можно меньше. Может быть, чуть-чуть подождать со вступлением в брак, чтобы не на шею папе с мамой садиться, может, кое-что подкопить, подработать... Ну, а уж когда любовь такая сильная, что не хочет ни с чем мириться, — надо идти на риск совместной жизни в трудных условиях. Но нужно помнить, что весь этот «рай» пройдёт, а эти трудности будут бросать вызов целостности семьи. И нужно быть готовыми этот вызов принять, потому что это всегда дополнительный стресс и дополнительные проблемы для молодой семьи. Я за то, чтобы у нас такая была жизнь материальная, когда молодые люди вступают в брак не в богатстве, конечно, не в роскоши, а чтобы нормальная была жизнь, которая не растаптывала бы человеческого достоинства, чтобы можно было начать жить с какого-то минимума.

— Владыка, сейчас молодые люди, вступившие в брак, хотят сохранить свои отношения, но не знают, как им поступить. Вот, например, молодая девушка вышла замуж, и интересы её родителей не совпадают с интересами её мужа, вступают в конфликт. Чью сторону ей принять?

— Я боюсь давать советы, потому что каждая ситуация своеобразна и в каждой ситуации есть какие-то элементы, которые невозможно включить в обобщение и представить для всех какой-то одинаково добрый и хороший совет. Но, не входя в эти ситуации, я вот о чём хотел сказать: любовь — это в первую очередь отдача себя. Часто задают такой вопрос: что такое любовь? Сколько томов написано на эту тему! А если посмотреть в глубину, то любовь отличается от нелюбви способностью отдать самого себя. Вот мать ради своего ребёнка пожертвует собой. И очень легко проверить себя. Задай себе вопрос: способна ли я сделать для своего мужа (или жены) что-то такое, что потребовало бы большой жертвы? У каждого будет свой ответ, но это абсолютно точный тест. И я бы предложил всем молодым людям, прежде чем вступать в брак и бросаться друг другу в объятья, задать себе вопрос. Например: вот у меня такая милая, симпатичная невеста, но вдруг мы попадаем в аварию и невеста перестает быть симпатичной. А она уже не невеста, она уже жена. Смогу ли я прожить с ней, если она потеряет привлекательность, которая является для меня сейчас доминирующим фактором в том, чтобы мы были вместе? И если ты однозначно отвечаешь «нет» — не надо жениться, потому что это не любовь. Но если ты отвечаешь: конечно, это ужасно, но я без этого человека просто жить не смогу — вот это будет любовь. Самым правильным тестом на любовь является способность на жертву. Христос принёс себя в жертву из-за любви к роду человеческому. Жертва и любовь неразрывно связаны друг с другом, жертва является самым точным показателем присутствия любви.

Но вернёмся к теме конфликтов. Тема животрепещущая. Невозможно покрыть всего многообразия конфликтных ситуаций, в которые два человека могут войти. Но если любовь присутствует, то любовь покрывает всё.

— Владыка, так всё же чью сторону принять — родителей или мужа?

— Я предвижу, что ответ на этот вопрос разделит аудиторию, но это тот вопрос, на который я обязан однозначно ответить, потому что ответ на этот вопрос содержится в вероучении Церкви: категорически надо отдавать предпочтение друг другу — не папам, не мамам, а супругам. Я понимаю, что для родителей это может быть горько, но основывается моя убеждённость на том, о чём говорит нам Слово Божие: «Оставит человек отца своего и матерь свою и прилепится к жене своей, и будут два в плоть едину». И всё. И точка. Не две плоти — одна плоть. Органическое и духовное соединение двух личностей силой любви в единую личность.

И ничто не должно разделить этого единства. И папы и мамы должны понять, что это — святыня. И когда это особенно освящается церковным браком, когда Сам Бог благословляет это единство, то это уже церковное таинство, и разорвать это таинство никому не дано. Компрометировать это единство, подкапываться под него, говорить: деточка, мужей у тебя будет много, а мама одна — это ужасно, это великий грех. Родители должны делать всё, чтобы сохранить, а не разрушить семью, ни в коем случае не разжигать противоречий, конфликтов, как-то тушить их. И говорить: «Боже тебя упаси! Ты о чём, голубушка, думала? Ты думаешь за следующего выскочить? Вас же Бог соединил, ты с мужем своим должна всю жизнь прожить. На что же ты рассчитываешь?» Вот как мама должна сказать дочери по поводу её сомнений. Родители должны поддерживать молодую семью. Не просто денежками, а в первую очередь духовно. Поэтому совершенно однозначный ответ: соединённое Богом единство никто не смеет разрушить.

— Простите, Владыка, но ведь всё равно разводы происходят. И возможен ли развод вообще?

— Вообще Церковь не признаёт разводов. Есть только одна причина, по которой можно развестись: это прелюбодеяние, нарушение супружеской верности. Когда это происходит — разрушается единство двух. Апостол Павел говорит, что вина прелюбодеяния — это вина, которая разрушает брак.

— А если муж пьёт?

— Пьянство — это болезнь. Это великое испытание для семьи, это огромная скорбь, пытка и жертва. Но я бы сказал, что эту жертву нужно нести, сколько есть сил, и помогать мужу выбраться из этой беды. Если жена отступится, то кто спасёт? Дай Бог, чтобы наши женщины смогли выдержать эту борьбу за своих мужей. Бросишь мужа на полпути — а где гарантия, что сын не станет алкоголиком? А спасла мужа — какой великий пример для детей, какой великий пример любви, целостности семьи! Вот этой любовью мы, может, и спасём нашу Россию, нашего человека.

предыдущая    следующая