Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«За православие и самодержавие», СПб

КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ МАМОНЕ?

Способно ли православное духовенство не поддаться соблазнам современного мира

В своем ежегодном отчетном выступлении перед Епархиальным собранием Москвы, которое состоялось 15 декабря 2004 года в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя, патриарх Алексий II впервые заговорил о некоторых негативных сторонах жизни современного православного духовенства. По мнению патриарха, "тлетворное влияние" секуляризма заметно не только в самом обществе, но и в среде духовенства. "Тревожным признаком обмирщения православного сознания, умаления церковности, духовного ослепления является все усиливающаяся коммерциализация многих сторон приходской жизни… Материальная заинтересованность все чаще выходит на первое место, заслоняя собой и убивая все живое и духовное. Нередко храмы, подобно коммерческим фирмам, торгуют "церковными услугами", - отметил в своем выступлении предстоятель РПЦ.

Кроме того, Алексий II заявил, что недопустимо взимание какой-либо платы за совершение церковных таинств (Крещения, Венчания, Соборования) и треб (отпевания, панихиды, молебна, освящения дома и пр.). О принципах построения церковной экономики и о проблемах коммерциализации духовенства рассказал заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Марк Егорьевский (Головков).

- Ваше преосвященство, как бы вы могли прокомментировать выступление патриарха Алексия II на собрании духовенства Московской епархии, где он среди прочего говорил о неспособности некоторых священнослужителей противостоять коммерциализации?

- Когда речь идет о коммерциализации, то имеется в виду прежде всего сам дух наживы, когда священник во главу угла ставит не пастырское служение, а стремление заработать, получить деньги или какое-то большое пожертвование.

- Подобного рода критика, направленная на духовенство, прозвучала впервые?

- Церковь всегда была открыта к обсуждению собственных недугов. Просто некоторые внутрицерковные проблемы не всегда выносились на суд широкой общественности.

- Эти "недуги" относятся к духовенству в той же мере, что и к обычным людям?

- Духовенство - это люди, которые были воспитаны в нашей стране и в нашем обществе. И, к сожалению, негативные черты и веяния времени присущи и им. Однако есть люди, которые очевидным образом поступают против совести, а есть те, которые стремятся к положительным целям, но им не хватает и знаний, и понимания.

Патриарх обратил свою критику на священнослужителей, действующих по старым хозяйственным шаблонам, которые существовали еще в советское время. Именно тогда были установлены определенные тарифы на требы.

- На основании чего строится бюджет храмов и приходов в целом?

- Бюджет приходов основывается в большинстве случаев на пожертвованиях прихожан. Как правило, подавляющее большинство храмов не ведет никакой хозяйственной деятельности. Городские храмы более застрахованы от разного рода сложностей. Однако есть бедные сельские храмы, годовой доход которых не превышает и 30 тыс. рублей.

Если говорить об общей экономической ситуации в Церкви, можно употребить аналогии из экономической жизни нашей страны, разделяющие регионы на дотационные и регионы-доноры. Большая часть храмов Русской Православной Церкви - это сельские храмы, которые можно отнести к категории дотационных, нуждающихся в помощи. В ряде епархий существует механизм перераспределения средств, часть их, полученных от городских приходов, направляется на поддержку сельских.

- В некоторых московских храмах можно увидеть перед свечным ящиком тарифы на церковные таинства и требы, и это достаточно распространенная практика…

- Патриарх и говорил о том, что это недопустимо. У людей возникает впечатление, будто бы Церковь торгует таинствами. Слова Патриарха были обращены прежде всего к московскому духовенству. Но это не означает, что проявление корысти является типичным для большинства храмов Москвы. Это не типичная ситуация для Церкви, но, безусловно, проблемы есть, так как всегда есть люди, которые оказываются нестойкими к соблазнам жизни.

- Многие приходы существуют за счет платы за совершения таинств и треб, и если целиком отказаться от взимания этой платы, то за счет каких средств будет существовать Церковь?

- Патриарх говорил о том, что основой всего является пастырская работа священника с прихожанами. И если люди увидят, что батюшка действительно старается, горит, он никогда не останется без куска хлеба.

- Существуют ли в Церкви какая-либо финансовая отчетность?

- В Московской епархии есть специальная ревизионная комиссия, которая время от времени проверяет финансовую деятельность приходов и дает отчет патриарху. Совершаются и плановые посещения ревизионной группой приходов Москвы, по результатам которых выносятся решения. В ряде случаев настоятели тех или иных приходов, допускающие какие-то финансовые злоупотребления, наказываются.

- Для активной миссионерской работы и для содержания воскресных школ настоятель храма должен уметь изыскать немалые средства, другими словами, быть неплохим менеджером. Так ли это?

- Я считаю, что священник должен быть прежде всего христианином. Если пастырь хороший, то к нему приходят верующие и жертвуют на храм, на Церковь. И это принципиально. Однако если дух менеджерства возобладал в священнике, то у прихожан пропадает желание что-то жертвовать. Люди хотят видеть в священнике человека, который мог бы их выслушать и поддержать, а не священника-менеджера.

Коммерциализация - болезнь нашего общества. Некоторые священники поддаются этой болезни, потому что не получают необходимых средств для содержания храма. Было бы правильно, если бы прихожане жертвовали какую-то сумму денег на храм не принудительно, а добровольно и сознательно.

- Может ли Церковь в нынешних условиях отказаться от взимания за требы, за совершение таинств?

- Во многих храмах это уже происходит, не берется плата за совершение таинств, особенно за Крещение. Отменены ценники на свечи. Люди ставят свечи и опускают ту сумму, которую они считают для себя приемлемой. Такие опыты есть. Как правило, результат оказывается такой, что там, где священник ревностно несет своеслужение и отказывается от всех "ценников" и "тарифов", доходы храма не только не уменьшились, наоборот, возрастают.

предыдущая    следующая