Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Православное слово», Волгоград

ВЕЛИКАЯ ЛОЖЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Одно из самых лживых политических начал есть утвердившаяся со времен французской революции идея, что всякая власть исходит от народа и имеет основание в воле народной. Отсюда истекает теория парламентаризма, которая до сих пор вводит в заблуждение массу так называемой интеллигенции и проникла, к несчастью, в русские безумные головы. Она продолжает еще держаться в умах с упорством узкого фанатизма, хотя ложь ее с каждым днем изобличается все явственнее перед целым миром.

В чем состоит теория парламентаризма? Предполагается, что весь народ в народных собраниях творит себе законы, избирает должностные лица, стало быть, изъявляет непосредственно свою волю и проводит ее в действие.

Посмотрим на практику. В самых классических странах парламентаризма выборы никоим образом не выражают волю избирателей. Представители народные не стесняются взглядами и мнениями избирателей, но руководятся собственным произвольным усмотрением или расчетом. Министры в действительности самовластны, и скорее они насилуют парламент, нежели парламент насилует их. Они вступают во власть и оставляют власть не в силу воли народной, но потому, что их ставит к власти или устраняет от нее могущественное личное влияние или влияние сильной партии. Они располагают всеми силами и достатками нации по своему усмотрению, раздают льготы и милости и содержат множество праздных людей на счет народа. Притом они не боятся никакого порицания, если располагают большинством в парламенте, которое поддерживают раздачей всякой благостыни и обильной трапезы (за счет государства).

В действительности министры столь же безответственны, как и народные представители. Ошибки, злоупотребления, произвольные действия - ежедневное явление в министерском управлении, а часто ли слышим мы о серьезной ответственности министра? Разве, может быть, раз в пятьдесят лет приходится слышать, что над министром суд, и всего чаще результат суда, сравнительно с шумом торжественного его производства, выходит ничтожный.

Если бы потребовалось истинное определение парламента, надлежало бы сказать, что парламент есть учреждение, служащее для удовлетворения личного честолюбия и тщеславия и личных интересов представителей. Учреждение это служит не последним доказательством самообольщения ума человеческого.

По смыслу парламентской фракции представитель отказывается в своем звании от личности и должен служить выражением воли и мысли своих избирателей. А в действительности избиратели в самом акте избрания отказываются от всех своих прав в пользу избранного представителя. Перед выборами кандидат в своей программе и в речах своих ссылается постоянно на вышеупомянутую фикцию: он твердит только о благе общественном, он не что иное, как слуга и печальник народа, он о себе не думает и забудет себя и свои интересы ради интереса народа. И все это - слова, слова, одни слова, временные ступеньки лестницы, которые он строит, чтобы взойти куда нужно и потом сбросить ненужные ступени. Тут уже не он станет орудием работать на общество, а общество станет орудием для его целей. Избиратели являются для него стадом для сбора голосов, и владельцы этих стад подлинно уподобляются богатым кочевникам, для коих стадо составляет капитал, основание могущества и знатности в обществе. Затем уже эта масса теряет всякое значение для выбранного ею пред-ставителя до тех пор, пока понадобится снова на нее действовать. Тогда снова пускаются в ход льстивые и лживые фразы - длинная, нескончаемая цепь однородных маневров, образующая механику парламентаризма. И такая-то комедия выборов продолжает до сих пор обманывать человечество и считаться учреждением, венчающим государственное здание!

Кто по натуре своей способен к безкорыстному служению общественной пользе в сознании долга, тот не пойдет заискивать голоса, не станет воспевать хвалу себе на выборных собраниях, нанизывая громкие и пошлые фразы. Такой человек раскрывает себя и силы в рабочем углу своем или тесном кругу единомышленников, но не пойдет искать популярности на шумном рынке. Такие люди если идут в толпу людскую, то не затем, чтобы льстить ей и подлаживаться под пошлые влечения и инстинкты, а разве затем, чтобы обличать пороки людского быта и ложь людских обычаев.

От выборной процедуры не отвращаются лишь своекорыстные. Такому человеку не стоит труда надеть на себя маску стремления к общественному благу. Он вынужден лицемерить и лгать: с людьми, которые противны ему, он поневоле должен сходиться, брататься, любезничать, чтобы приобрести их расположение, должен раздавать обещания, зная, что потом не выполнит их, должен подлаживаться под самые пошлые наклонности и предрассудки массы, для того чтоб иметь большинство за себя. Изобразите это в романе - читателю противно станет. Но тот же читатель отдаст свой голос на выборах живому артисту в этой же самой роли.

Выборы - дело искусства, имеющего, подобно военному искусству, свою стратегию и тактику. Организуются собрания, произносятся речи. Фраза - и не что иное, как фраза - господствует в этих собраниях. Толпа слушает лишь того, кто громче кричит и искуснее подделывается пошлостью и лестью под ходячие в массе понятия и наклонности.

В день окончательного выбора лишь немногие подают голоса свои сознательно. Большинство дает свой голос стадным обычаем: за одного из кандидатов, выставленных комитетом.

Что такое парламентская партия? По теории, это союз людей, одинаково мыслящих и соединяющих свои силы для совокупного осуществления своих воззрений в законодательстве и в направлении государственной жизни. Но таковыми бывают разве только мелкие кружки: большая, значительная в парламенте партия образуется лишь под влиянием личного честолюбия, группируясь около одного господствующего лица. Таким образом, люди самые талантливые подчиняются охотно, с радостью складывая в чужие руки направление своих действий и нравственную ответственность. Они как бы инстинктивно "ищут вождя" и становятся послушными его орудиями, сохраняя уверенность, что он ведет их к победе. А нередко - к добыче.

Все публичные заседания парламента суть не что иное, как представление для публики. Редкая речь влияет на решение в важном деле. Речи служат к возвышению популярности, к составлению карьеры, но в редких случаях определяют подбор голосов. Каково должно быть большинство, решается вне заседания.

Таков образ великой политической лжи, господствующей в наше время. И вот каково, в сущности, это учреждение, выставляемое целью и венцом государственного устройства. Больно и горько думать, что в земле Русской были и есть люди, мечтающие о процветании этой лжи у нас; что профессоры наши проповедуют о представительном направлении, как о государственном идеале; что наши газеты твердят о нем в передовых статьях. Но народ стонет под гнетом этой машины и распознает скрытую в ней ложь.

К.П. Победоносцев (1827-1907 гг.), обер-прокурор Священного Синода и воспитатель императора Александра III

предыдущая    следующая