![]() |
Газета основана в апреле |
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ |
«Православный
Санкт-Петербург»
![]() ![]() ![]() ![]() |
Недавно
мне довелось познакомиться с замечательным человеком — Александром Павловичем
Чупраком, ветераном нашей авиации, бывшим старшим прапорщиком, старшим
бортовым механиком. Александр Павлович — православный, церковный человек. Он
подарил нам свою книгу «АВИАГОРИЗОНТЫ», в которой обобщает свой немалый
профессиональный опыт, расследует причины авиакатастроф и делает неожиданный для
неверующего читателя вывод: большая часть воздушных трагедий происходит в
результате нарушения заповедей Господних. Сегодня мы знакомим вас с маленькими
отрывками из книги А.П.Чупрака и советуем: постарайтесь найти и прочесть её
целиком: она увлекательная, умная и написана прекрасным русским языком.
СРЕБРОЛЮБИЕ
Есть в человеке ещё одна пагубная страсть — жадность. Она, как наркоз, одурманивает людей, устраняя чувство самоконтроля, чувство меры и осторожности. Пример тому — катастрофа пассажирского лайнера над Донецком 22 августа 2006 года, когда экипаж, чтобы сэкономить немного топлива и получить какие-то премиальные, принял решение перелететь над облаками грозового фронта. В результате самолёт свалили в плоский штопор и не смогли из него выйти, по-видимому не зная, как это делается…
Что подвигло командира экипажа Пулково 612 лететь в грозу?.. Мотивацию КВС на принятие решения объясняет реплика штурмана в 11.11.01: «Одно радует — экономия». Дальше экипаж оживлённо обсуждает, сколько, когда, кому заплатили за экономию… Сэкономить топливо, отказавшись от обхода грозового фронта, лезть на него, надеясь на что? На авось?.. Может быть, в Пулково действуют методические рекомендации по борьбе за экономию? Или дело, судя по заинтересованности экипажа, по-видимому, в немалых деньгах, стимулирующих экипаж на любые действия, которые сберегут компании побольше денег? По рассказам пилотов, только эта доплата составляла примерно 30 тысяч рублей в месяц. Созвучно с евангельскими 30 сребрениками.
СКВЕРНОСЛОВИЕ
Человеческий фактор в критических ситуациях чаще всего имеет несколько слагаемых, каждое из которых смертельно опасно, а в совокупности они приводят к трагическим результатам. Одно из этих слагаемых — сквернословие.
Наличие в радиообмене нецензурной матерной брани в моменты, предшествующие авиакатастрофе, наверняка является катализатором лавинно нарастающей ситуации, ведущей к гибели самолёта и экипажа.
В качестве примера приведу запись переговоров экипажа Ту-154 рейса Пулково 612… Запись от доклада о готовности к взлёту до момента столкновения с землёй продолжается 35 мин. 01 сек. Экипаж в спокойной пока обстановке в кабине самолёта пересыпает свою речь матом. Сквернословят в основном командир воздушного судна (КВС) и штурман. В 11:16:19 КВС принимает решение пройти грозовой фронт с набором высоты по прямой. Авантюрность данного решения очевидна, и, видимо заглушая в себе страх и неуверенность, свои реплики КВС пересыпает матом. Насыщенность мата возрастает с увеличением напряжённости обстановки и продолжается вплоть до понимания командиром необратимости падения в штопоре.
Далее, в 11:36:29, после фразы КВС: «У нас всё выбило», — мат прекратился, но, к сожалению, поздно: до конца падения оставалось всего две минуты, в течение которых второй пилот Владимир Онищенко в 11:38:09 произнёс: «Боже мой!»
Через 20 секунд связь оборвалась.
На ядовитое свойство этого раздела устной речи обращает внимание военный священник прот. Димитрий Василенков:
«Как-то в интернете я стал искать записи переговоров экипажей самолётов,
терпящих катастрофу. Нашёл и прослушал несколько десятков таких записей, включая
совсем недавнюю аварию. И вот что меня поразило! Возникает нештатная ситуация —
лётчики начинают материться. А результат — гибель. Страх —
это естественное чувство человека, проявление инстинкта самосохранения. Но когда
страх превращается в панику и овладевает человеком, то он начинает в такой
момент материться (мат в такой ситуации — это следствие внутренней паники)».
ДУШИ ПОГИБШИХ
Полковник М.Комарчук описывает случай трагической гибели экипажа самолёта Ан-12, уточнённые причины и обстоятельства катастрофы которого сводились к одному — человеческому фактору. Экипаж был молодой и сборный. На правом сиденье в качестве инструктора находился лётчик-инспектор из управления дивизии подполковник В.Петухов. Как правило, инструктор не в полной мере готовится к полёту, надеясь на экипаж. Молодые лётчики, в свою очередь, понадеялись на опытного инструктора. А лететь-то всего 20 минут! При перелёте из Чирчика в Ташкент ночью в облаках экипаж снизился ниже безопасной высоты полёта. Нижней частью фюзеляжа самолёт зацепился за вершину горы, сполз по склону, разрушился и загорелся. В результате катастрофы погибли четыре члена экипажа и два пассажира. Три члена экипажа получили ранения, но остались живы.
М.Комарчук с замполитом и врачом отправились на самую страшную работу — известить семьи о гибели их родных. Полковник Комарчук с печалью вспоминает скорбную встречу с Валей, женой погибшего помощника начальника штаба полка Николая:
— Карьера Николая сложилась удачно. С ним неразлучно была его красавица жена Валентина и две замечательные дочки. Они жили с нами в одном подъезде. Тогда приближался Новый год, и Валентина попросила у Раисы, моей супруги, цыганский платок с длинными кистями — для участия в карнавале.
Когда мы вошли и увидели Валентину, она сразу спросила:
— Коля погиб?
Я с изумлением посмотрел на неё. Откуда ей стало известно? Она не рыдала, а каким-то окаменевшим взглядом смотрела на меня. Потом тихо сказала:
— Я до вашего прихода рассказывала Раисе Федосьевне, что мне приснился Коля в чёрном костюме и сказал: «Тебе не надо брать платок и готовиться к маскараду, он тебе не понадобится».
Она глубоко вздохнула и осела на пол.
Неужели сны бывают пророческими? Неужели души погибших сразу находят своих родных?
ЗАКОНЫ БОЖИИ. ЗАКОНЫ ЛЁТНЫЕ
Мне запомнился лозунг, выдвинутый в конце 70-х годов членом Военного совета 16-й воздушной армии: «Современный самолёт должен поднимать в воздух только коммунист».
В этом лозунге был резон. Требования к рядовым коммунистам оставались тогда очень высокими, и основная масса коммунистов в ВС им соответствовала. Требования эти были в основном изложены в Моральном кодексе строителя коммунизма: добросовестный труд, забота об общественном достоянии, общественный долг, взаимопомощь, взаимное уважение, честность и правдивость, нравственная чистота, семейная этика… Поверьте, для большинства из нас, людей того поколения, это были не пустые слова…
Вспоминаю, в 1980-х годах я самостоятельно задавался таким вопросом: нет ли противоречия, будучи коммунистом, верить в Бога? Внимательно прочитав Устав КПСС, не нашёл ни слова, где вменялось бы мне в обязанность запрет на хождение в церковь, совершение обрядов, молитв и подобное.
Несколько лет назад, будучи в Череменецком монастыре под Лугой, я исповедовался. Исповедник предложил мне раскаяться в том, что я был коммунистом. Раскаяния я не почувствовал и не чувствую до сих пор.
…И возвращаясь к партийному лозунгу применительно к обсуждаемой теме, следует сказать, что необходимым и достаточным условием устранения человеческого фактора или существенного уменьшения его влияния на причины возникновения аварийных и катастрофических ситуаций в авиации должно стать правило: «Современный самолёт должен поднимать в воздух только человек, верящий в Бога!»