Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Былинки Александра Ракова

«СКОЛЬКО НАРОДА ПРИЗВАЛ СЕГОДНЯ ВЛАДЫКА!»

2 ноября 2002 года — день памяти митрополита Иоанна (Снычёва), седьмая годовщина со дня его блаженной кончины. Редкие снежинки совершают свой стремительный полёт-падение над Никольским кладбищем Александро-Невской Лавры. Сразу после входа появилась табличка-указатель «К владыке Иоанну». Множество знакомых лиц. Щемяще-сладко пахнет ладаном: с раннего утра священники чередой служат панихиды. Сотни людей молятся у могилы любимого пастыря. «Сколько народа призвал сегодня владыка», — сказала мне на прощанье келейница владыки Анна Степановна Иванова. Каждый год приезжает она поклониться владыке из далёкой Самары. Редкие снежинки истаивают на чёрной петербургской земле…

Из ответов митрополита Иоанна на вопросы верующих.

Вопрос: — Общество расслаивается (одни — за рынок, другие — против). В церковных общинах каждый также имеет свое мнение. В какой мере разномыслие допустимо в приходской жизни и где граница, за которой оно становится уже нетерпимым?

— Расслоение и противостояние, раздирающие сегодня общество, нагнетаются искусственно. Внутренняя смута и разобщённость в народе позволяют хозяйничать на Руси стяжателям и властолюбцам, которые в ослеплении страстями легко становятся послушными орудиями сил, издавна враждебных православию и России.

Неизбежно отражается это и на Церкви как на сообществе верующих. Тут важно помнить, что чистота веры, её догматическая и нравственная, святоотеческая полнота и неповреждённость — те святыни, на которых должно замирать всяческое разномыслие, если мы не хотим быть отторгнутыми от спасительной благодати Божией. Будете проводить благочестивую, трезвую, молитвенную жизнь — Господь непременно дарует вам разумение во всех житейских делах, включая сюда и отношение к политическим проблемам. Что касается существующих сегодня в среде верующих разногласий по вопросам мирским, светским, — их необходимо терпеть как искушение, соблазн, покрывать братской любовью и смиренным вразумлением.

Вопрос: — Правомерно ли сейчас говорить о том, что нынешняя власть — от Бога? Как следует православному христианину относиться к ней? Что безоговорочно принимать в сегодняшней светской власти, с чем мириться, что отвергать?

— Безоговорочно принимать верующему человеку можно только то, что соответствует церковному вероучению и не противоречит его христианской совести. Глас Божий звучит в душе у любого из нас, надо лишь прислушаться и следовать его поучениям. К сожалению, такая христианская область «безоговорочно приемлемого» в нашей современной жизни чрезвычайно мала. «Мир во зле лежит» — это изречение из Священного Писания сегодня верно как никогда.

Мириться, а говоря точнее, смиряться надо во всех случаях, когда обстоятельства не требуют прямого попрания заповеди. Можешь исправить зло — исправь. Но если тебе это не по силам — смирись, и Господь зачтёт тебе благое намерение за самое дело.

Но надо помнить, что истинное христианское смирение не имеет ничего общего с безволием, соглашательством, попустительством злу. Смирение христианина заканчивается там, где возникает опасность попрания святынь веры, осквернения заповедей Божиих, угроза благодатному устроению жизни. На протяжении десяти веков в подобных случаях святая ревность по Бозе подвигала наших предков на доблестные подвиги — как ратные, так и гражданские. Но всё непременно надо делать с разу­мом, опасаясь порывов страсти, которая и благое дело может обратить во зло.

Власть всегда от Бога. Но одна власть — по воле Божией, другая — по попущению для наказания и вразумления осуетившихся людей. Какая власть ныне, судите сами.

Православный Санкт-Петербург. 1993. № 9. Июнь.

Вопрос: — Можно ли среди нынешнего хаоса, нестроений, расколов и смут говорить о торжестве Православия? Если да, то в чём оно заключается?

— Можно. Сегодня на наших глазах сбываются древние грозные пророчества об отступлении человечества от Бога в «последние времена» перед лицом господствующих пороков и страстей, суетности и лицемерия. Самой жизнью подтверждаются истины нашей веры, — и это есть несомненное торжество Православия! На пути господствующего зла, не покорившись ему, встали тысячи и тысячи русских новомучеников и страстотерпцев, презревших блага привременного сего жития ради идеалов Святой Руси, ради заповедей Божиих… Церковь стоит на крови мученической, а коли так, нет в мире церковного фундамента прочней, чем у Русской Православной Церкви, — и это есть несомненное торжество Православия! Несмотря на всю тяготу нашего нынешнего положения, Россия уцелела и имеет пока время и возможность «обратившись, взыскать Господа, Бога своего», вернув себе мощь и славу Святой Руси, — и это есть несомненное торжество Православия!

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн

«ПОМИНАЙТЕ НАСТАВНИКОВ ВАШИХ, КОТОРЫЕ ПРОПОВЕДОВАЛИ ВАМ СЛОВО БОЖИЕ, И, ВЗИРАЯ НА КОНЧИНУ ИХ ЖИЗНИ, ПОДРАЖАЙТЕ ВЕРЕ ИХ» (Евр.13,7).

ПАМЯТЬ

Всё кажется, как будто мы вчера
Владыку Иоанна хоронили:
Холодная предзимняя пора,
Цветы на свежеприбранной могиле.

Теперь уже в раю за верных чад
Он молится, и отступают беды.
Всё живо в памяти: и добрый взгляд,
И пастырские мудрые беседы.

Мы через десять долгих трудных лет
Возносим вновь смиренные моленья
И веруем, что вечной смерти нет —
Есть память и надежда на спасенье.

Татиана Егорова, СПб

предыдущая    следующая