Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Несколько вопросов, заданных проф. А.И.Осипову на встрече с молодёжью
— Что может предложить человеку религия, учитывая, что современная молодёжь ценит только потребление и развлечение, то есть то, что осуждает христианство?
— Христианство в плане нашей обычной человеческой жизни, порядочной жизни, ничего не требует от человека, что действительно ущемляло бы его интересы, его, если хотите, комфорт. Ничего христианство не требует! Но указывает на то, о чём говорили все древнегреческие мыслители: всё бывает хорошо только тогда, когда это происходит в границах разумного. Надо ограничивать себя: человек по своей природе существо ограниченное — и это касается не только тела, но и нашей души! Прыгать хорошо? Дети идут за ручку с родителями и всё время прыгают. Но прыгать с третьего этажа всё же не стоит. И совсем детей ограничить, не давать им прыгать — тоже нехорошо. И христианство ничего не требует от человека, что противоречило бы его естественным потребностям. Иоанна Крестителя обвиняли: «Вот пришёл — не ест, не пьёт! Бес в нём!» Христа обвиняли в том, что Он (как это хорошо по-славянски сказано!) «ядца и пийца». Да, Он и ел, и пил — даже вино. Более того! Пригласили Его на свадьбу… Пошёл! И что думаете — что Он там сидел в углу и обличал: «Эти греховодники несчастные орут песни и пьют вино! В преисподнюю их!»? Ничего подобного. А когда выяснилось, что свадьба очень бедная, — это же позор, если на свадьбе не хватает вина! — Мать подошла к Нему: «Вина не имеют!» — срам-то какой! И что случилось после этого, вы помните? Я к чему говорю? Христос пьянство осуждает? Конечно. И Он же воду претворил в вино. Скажу больше… Ведь разве на свадьбе только сидели и пили? Танцевали! Пели песни! Что думаете: Христос опять в угол спрятался? Даже сомнений нет, что Он так же пел свадебные песни. Кстати, они всегда были очень приличные, хорошие, весёлые… Я привожу это в качестве примера: не отнимает христианство ничего, что отвечает нашей человеческой природе, — как природе тела, так и природе души, — в отношении пищи и в отношении замужества-женитьбы, даже в отношении веселья. Как ап.Павел сказал: «Всегда радуйтесь!» Единственное, против чего христианство выступает, — против выхода за границы, когда удовольствие превращается в безобразие.
В греческом языке есть два слова для обозначения двух грехов: один называется «лемаргия», а другой — «гастримаргия». Знаете, что это такое? Переведу на славянский язык. «Лемаргия» — это «гортанобесие»: «Вкусненького, вкусненького хочу!» «Гастримаргия» — это обжорство: «Лишь бы побольше!» Слышали о таком случае из жизни баснописца Крылова? Его на званом обеде толкают в бок: «Подождите, Иван Андреевич, не ешьте! Дождитесь, пока императрица вам предложит!» Но он продолжает есть за обе щёки: «А вдруг не предложит!»
Итак, христианство ничего не отнимает, но, утверждая меру, тем самым способствует правильной человеческой жизни — и душевной, и телесной.
— Когда вы говорили про меру, я подумал про себя. Я верю в Бога, я могу себя назвать религиозным человеком… Но также я стремлюсь к успеху, который меня приведёт к какому-то богатству. И я думаю: «Буду я иметь богатство… Как мне распоряжаться им? Как его правильно тратить, чтобы сохранять эту меру и по-христиански не позволять себе излишеств?..
— Есть такое народное выражение (грубоватое, правда): «Из хама не сделаешь пана». Кто-то, имея даже большие средства, остаётся человеком, не выпячивает себя перед другими, не хвастается и уж тем более не презирает тех, у кого этого нет. Это уже культура не внешнего поведения, о которой мы часто говорим, — научиться внешним приличиям довольно нетрудно. Нет, это уже духовная культура. Человек оценивается не по тому, что у него есть в материальном плане, а по тому нравственному состоянию, которое он сохраняет. Можно, даже приобретая богатства, оставаться человеком, а можно превратиться в такого пана, который оказывается хамом. Вот христианство как раз об этом и говорит, это и подчёркивает, и предупреждает: «Богатый ты или бедный, ни в коем случае не забывай человечности в самом себе!»
Христианство призывает нас видеть в каждом человеке такого же человека, как ты сам. Каким образом это сделать? Это нужно знать. Есть только один способ: если человек посмотрит на то, что творится в его душе, на свои желания, на свои стремления, на свои мысли, идеалы, цели — и сопоставит всё это с христианскими заповедями, то сразу увидит, что тут что-то не то… А если он попытается осуществить то, о чём говорит Евангелие, в которое он верит, то увидит картину ещё более тяжёлую. Евангелие говорит, что надо относиться к любому человеку так, как ты хотел бы, чтобы к тебе относились. Например, не рассказывай никому о том дурном, что ты увидел у другого; то есть я-то хороший, а вот она!.. а вот он!.. Но так судить — это же нравственное преступление!
Я только один пример привёл несоответствия наших душ требованиям Евангелия, но думаю, что можно привести массу примеров. Когда я начну сравнивать не только внешнее поведение, а своё состояние души с тем, о чём говорит христианство, то знаете что произойдёт? Как только я захочу о чём-нибудь что-нибудь сказать, у меня сразу рот на замок закроется. Стыдно! Что ты говоришь о другом? А у тебя что творится?
Христианство призывает человека к настоящей культуре.
Помню, в молодости шёл с рюкзаком на плечах по Архангельской губернии. Иду себе, а навстречу мне человек: «Здравствуйте!» — и кланяется! Вот это да! И я вижу, что он делает это самым искренним образом. «Вот это, — думаю я, — культура!» Меня пускали на ночёвку, ничего не боялись… Сколько было радушия, сколько внутренней культуры!
Так что нужно постоянно сравнивать свою не только внешнюю, а и внутреннюю жизнь, мысли, желания, чувства, намерения с Евангелием. О, это великое дело! Я же верующий, поэтому я хочу стремиться именно к такому идеалу, чтобы не стать из пана хамом.
— Но в христианстве есть правила, которым человек обязан следовать, и если им следовать, то будешь выделяться из среднестатистических людей. Нужно ходить в храм, молиться, читать Евангелие, вместо того чтобы всё своё время посвящать заработку денег.
— Здесь вопрос решается достаточно очевидным образом. Я понимаю, что эта наша жизнь в любой момент может кончиться, и я верю, что с окончанием этой жизни начинается действительная жизнь. Мы же видим, что жизнь — это искра, из костра летящая. Одна искра летит чуть подольше, другая — чуть поменьше… У апостола Иакова сказано: «Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет её опадает, исчезает красота вида её; так увядает и богатый в путях своих» (Иак.1,11).
Первым долгом человек должен подумать о смысле этой жизни. Если ты что-то сделаешь — получишь то-то и то-то, ничего не сделаешь — ничего не получишь. И нам, каждому человеку, даётся на это время — жизнь. И с этой точки зрения многие ограничения, которые мы видим в Православной Церкви, просто перестают пугать. Ведь мы всю жизнь ограничиваем себя. Без ограничений жизнь невозможна. Бедному ребёнку не дают поспать утром, будят: «Вставай, в школу пора!» Разве это не ограничение? Но если мы хотим что-то приобрести, невозможно не ограничивать себя. Ограничение — это естественный характер нашей жизни. Но здесь речь идёт не только о нашей временной жизни, а о возможности вечной жизни! Как же получить их, ни в чём себя не ограничивая?