Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

28 августа — Успение Пресвятой Богородицы

«НЕ ОСТАВИ НАСЪ НЫНѢ, СИРЫХЪ, МАТИ…»

«Отверзи уста и даждь намъ благословеніе, Пресвятая Богородице, преставльшаяся отъ насъ конечнѣ… Не остави насъ нынѣ, сирыхъ, Мати, отъ земли на небо нынѣ вземлема, сопребывати имущая Сыну и Богу».

 Чин погребения Божией Матери

«Русская Церковь ещё в XI веке прозрела эту тайну, так восприняла тайну Божией Матери — тайну жизни, и смерти, и воскресения, и последнего торжества, что сделала этот праздник праздником Церкви Русской», — писал еп.Василий Родзянко.

Чин Погребения Пресвятой Богородицы — особое богослужение в Православной Церкви, во время которого воспоминается Успение и погребение в Гефсимании Божией Матери.

Чин Погребения Пресвятой Богородицы включает в себя как грустные песнопения, посвящённые Успению (смерти) Девы Марии, так и богослужебные тексты, дарующие человеку надежду на исполнение обетования Самой Богородицы о заступничестве человечества перед Богом до момента скончания времён.

Отправление богослужения Погребения Божией Матери является благочестивым обычаем, вошедшим в литургическую жизнь Церкви. В Типиконе (главной книге, отображающей богослужебный устав Церкви) самого последования чина Погребения Божией Матери и указаний на его совершение в православных храмах нет. Однако такое умолчание Типикона об этой службе не является серьёзным препятствием к отправлению богослужения, ведь в таком действии проявляется особая любовь человека к Божией Матери и почитание усердной Заступницы христиан.

Традиция совершения чина пришла в Россию со Святой Земли. На подворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме, расположенном против дверей храма Воскресения Господня, хранится Плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы, употребляемая на успенском богослужении. Плащаница лежит, окруженная подсвечниками. Начиная с праздника Преображения перед Плащаницей каждодневно служатся молебны, акафисты и вечерня вплоть до 12/25 августа. 12/25 августа в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского подворья совершает Божественную литургию. По окончании литургии в 4 часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед Плащаницей. Затем Плащаница торжественно переносится в Гефсиманию в воспоминание перенесения туда с Сиона апостолами тела Богоматери. В крестном ходе участвует множество представителей духовенства со свечами (ныне в предпраздничном каноне поется: «Сионяне, свещы возжгите»). Плащаницу несёт в предшествии клира настоятель на широкой шёлковой перевязи через плечо с бархатной подушкой. Крестный ход сопровождается стечением большого числа паломников. В Гефсимании, куда процессия прибывает с восходом солнца, Плащаница полагается в каменной пещере на ложе Богоматери. Здесь она пребывает до праздника для поклонения.

14 августа утром около 9–10 часов совершается сама служба Погребения Богоматери, состоящая из пения 17-й кафизмы с припевами — похвалами, подобными великосубботним. Служба совершается Патриархом. (Согласно описанию А.А.Дмитриевского, во времена османского владычества к богослужению в Гефсиманию прибывали войска турецкого гарнизона, которые, располагаясь шпалерами по пути от Иерусалима, встречали прибывающего Патриарха военным маршем.) По каждении Патриархом одра с Плащаницей Богоматери в Пещере погребения, после обычного начала службы (Трисвятое по «Отче наш»), одр с Плащаницей выносится на середину храма под паникадило. За одром становится Патриарх, а по бокам от него и вплоть до царских дверей — архиереи, архимандриты и иеромонахи.

Патриарх входит опять в пещеру, чтобы оттуда начать каждение всего храма, которое и совершается при пении первой статии погребальных похвал: «Жизнь во гробе полагается». Статия, как и в Великую Субботу, заключается ектенией с возгласом Патриарха. На второй статии — «Достойно есть величати Тя…» — Предстоятель Церкви Святого Града кадит только пещеру и одр, а возглас произносит старейший архиерей. На третьей статии: «Роди вси песнь погребению Твоему приносят, Дево…» — кадит второй архиерей. Третья статия, как и в Великую Субботу, переходит в пение парафразированных воскресных тропарей «Ангельский собор». После ектении — эксапостиларий праздника («Апостоли от конец земли…»), хвалитные стихиры и великое славословие. Во время протяжного пения Трисвятого иереи выносят одр с Плащаницей на верхнюю площадку базилики, где произносится ектения с поминанием по именам участвующих священнослужителей и святогробского братства. Одр относится опять на середину храма при пении эксапостилария и стихиры «С громом на облацех Спас посылает апостолы к Рождшей». Затем Патриарх творит отпу́ст.

Богослужение в самый день Успения ничем не отличается от обычного праздничного. Вечерня накануне праздника совершается отдельно, без утрени, но в конце происходит благословение хлебов, раздаваемых затем народу. В попразднство Успения ежедневно принято лобызать упомянутую Плащаницу. На отдание праздника по окончании литургии Плащаница относится обратно в Гефсиманское подворье Иерусалима с таким же крестным ходом, с каким была принесена.

На Руси чин Погребения получил большое распространение уже в XVI веке и в виде похвальных статий издавна совершался вместе с праздничной службой в Киево-Печерской Лавре и в Костромском Богоявленском монастыре. Отметим здесь указание старообрядческого устава по 6-й песне канона: «аще изволит настоятель», совершается на средине храма собором со свечами у всех «надгробное пение» — такое, как в Киевской Лавре, без ектений; «аще храм (Успения), подобает неотложно быти надгробному пению». В редакции действующего ныне в Русской Церкви Типикона самого чинопоследования и необходимых уставных указаний нет.

При святителе Филарете (Дроздове) в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры был установлен, помимо Успения, также праздник Воскресения и Вознесения Божией Матери — 17/30 августа. Накануне 17-го совершалось Иерусалимское последование, а 17-го, после литургии, — крестный ход с иконой Вознесения Божией Матери.

В 1845 году перевод Иерусалимского последования Погребения с греческого языка на церковнославянский был осуществлён М.С.Холмогоровым для Гефсиманского скита с текста, присланного митрополитом Фаворским Иерофеем (впоследствии Патриархом Антиохийским). Перевод был пересмотрен и исправлен святителем Филаретом Московским, стремившимся к большей ясности текста. В 1872 году Иерусалимский чин празднования Успения был напечатан Синодальной типографией под уже упомянутым выше названием «Похвалы, или Священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, поемое в седьмый надесять день месяца августа, каждогодно, в ските Гефсимании, а в лавре отправляемое 15 августа». В 1913 году вышло 2-е издание. Ныне чин печатается в августовском томе Минеи.

В приходской практике (в случае наличия Плащаницы Божией Матери) в настоящее время чин Погребения может совершаться либо накануне праздника Успения, 14 августа по старому стилю, на утрене, что соответствует иерусалимской традиции, либо на праздничном всенощном бдении, либо в один из ближайших дней периода попразднства (обычно вечером 16 или 17 августа по старому стилю; 17 августа предпочтительнее и символически — как третий день после Успения, и исторически — такова была практика в Гефсиманском скиту).

Из материалов Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

предыдущая    следующая