Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
24 августа — день памяти свв. прмчч. Феодора и Василия Печерских
«ЧЕЛОВЕКАМ ЭТО НЕВОЗМОЖНО»
Ещё раз об игольных ушах
Некогда в Киевском Печерском монастыре появился новый черноризец по имени Феодор. Чтобы вы представляли, когда примерно это произошло, скажу, что незадолго перед тем преставился знаменитый киевский князь Ярослав Мудрый и на Великом столе стали сменять друг друга ничем особым не прославившиеся Изяслав, Всеслав, Святослав и т.д. Впрочем, не будем пока о князьях: наш рассказ о монахах.
Так вот. черноризец Феодор. Видимо, это было его монашеское имя, а как его звали в миру, никто сейчас не знает. Но в ту пору мирское имя его, надо полагать, было довольно известно, ибо в монастырь он пришёл уже в солидном возрасте, успев накопить и солидное состояние. Впрочем, придя в обитель, Феодор всё своё богатство раздал нищим и поселился отдельно от братии, в пещере, которую называли Варяжской.
Давайте попробуем представить себе это: человек, всю жизнь потративший на
собственное обогащение, вдруг разом отказывается от своего добра и уходит в
затвор. Подвиг ли это? Ещё какой! Ничто так не держит человека, как скопленные
сокровища; вот и юноша евангельский —
уж на что был праведен, все заповеди Божии соблюдал, а от богатства отказаться
не смог… Ну, а Феодор смог.
Мы не знаем, легко ли дался ему этот подвиг, разом ли решился он на такое отречение или долгие годы вынашивал подобную мысль; но вот что интересно: он-то от богатства отказался, а вот богатство от него отказаться не спешило… Не выходило оно из сердца Феодора, по-прежнему сияло там, манило его к себе… Внушало ему всякие немонашеские мысли: «Как же, мол, ты, немолодой человек, будешь жить среди лишений, питаться сухой коркой, спать на земле? Да разве это по-человечески? Разве это разумно? Поспешил ты обнищать, поспешил!» — и так далее. Мы все знаем, сколь разумные доводы приводит грех в свою защиту, если мы решили от него отстать; такое выдумает, что не знаешь, чем ему и возразить. И Феодор не знал, что ответить мечтам о богатстве, и обратился к братии за советом. Один из братьев, по имени Василий, ответил ему так:
— Вернуть богатство можно легко. Скажи только пред Богом: «Это не я раздал своё имение нищим, а вот этот брат!» И укажи хотя бы на меня. Тогда к тебе вернётся золото, а мне будет засчитан твой подвиг. Если не боишься, сделай так! Но помни: не всегда это удаётся. Один грек в Цареграде попробовал таким способом вернуть деньги, но едва лишь отрёкся от подвига, как тут же упал и умер: и денег не вернул, и спасение души потерял.
Услышав такие слова Василия, Феодор устыдился и оставил мечты о возвращении богатства, а с Василием с тех пор стал жить в великой духовной дружбе.
Но богатство опять-таки не спешило покинуть сердце монаха. Всё же слова Господа о верблюде и игольном ушке недаром были сказаны: трудно, трудно богачу достигнуть Царства Божия, — даже если он по факту и не богач уже. Богатство ушло, а надежда на него, вера в то, что все вопросы можно решить только деньгами, — остались.
Вот что удивительно: и поселился-то Феодор, сам того не зная, невдалеке от горы золота. Варяжская пещера, где он жил, потому и называлась Варяжской, что в давние времена варяги закопали в ней огромный клад.
Однажды враг рода человеческого принял облик монаха Василия, явился к Феодору и рассказал ему об этом кладе: мол, откопай-ка его и беги скорее из монастыря! Феодор задумался: «Нет, золото мне не нужно… Но клад я всё-таки откопаю… Откопаю и раздам нищим!» А лже-Василий ему поддакивает: «Верно, верно, нищим раздай! Но ты сперва уйди из монастыря, поживи ещё в миру, умножь найденное богатство и уже перед смертью раздай нищим куда больше, чем откопал!»
Чем плоха идея?
И Феодор откопал клад и начал потихоньку готовиться к побегу из монастыря. Но тут явился подлинный Василий, и обман тёмных сил был раскрыт. С тех пор Феодор взял обычай: всякого приходящего к нему прежде всего просил сотворить Иисусову молитву. А что же делать с выкопанным золотом? Феодор по совету Василия вновь закопал его и непрестанною молитвою вымолил у Бога особую милость — забыть начисто, где спрятан клад.
Получается, что Феодор трижды отрекался от богатства: в первый раз — поступая в монастырь, во второй раз — когда отказался от мечтаний о богатстве, и в третий раз — когда вернул клад земле. Поистине великим он был подвижником!
После третьего отречения получил он большую власть над духами злобы: неоднократно они пытались навредить ему, но всякий раз Феодор заставлял их помогать себе. То они по приказу Феодора муку для монастыря мололи, то тяжёлые брёвна вкатывали на гору, где шло строительство… Феодор и мудрый его советчик Василий стали великими чудотворцами.
Но нелегко богатому войти в Царствие Божие! Богатство, как проклятие, тяготело над Феодором — подвижником и чудотворцем. И если изнутри оно уже не могло поколебать его душу, то приступило извне.
Однажды о варяжском кладе стало известно князю Мстиславу Святополковичу, владетелю Новгорода-Северского. Он с великим почтением пригласил к себе Феодора и лаской и лестью принялся выпытывать у него, где зарыто сокровище. Подвижник попросту отвечал, что не помнит, где спрятал клад, что нарочно выпросил у Бога забвения и теперь никак не сможет указать заветное место. Разумеется, князь Мстислав не поверил словам монаха ни на грош, тут же сменил милость на гнев и приказал бить Феодора, пока тот не откроет тайну. Слуги князя исполняли приказ столь усердно, что вскоре власяница подвижника насквозь пропиталась кровью. Тайна, однако, осталась тайной. Тогда Феодора подвесили в густом дыму, чтобы он не мог дышать, потом развели под ним огонь… Всё было напрасно. Привели к князю его друга Василия, подвесили рядом с Феодором. Монахи молчали. Пьяный от вина и злобы князь Мстислав схватил стрелу и вонзил её в грудь Василия. Вынув стрелу из своего тела, преподобный бросил её князю со словами: «Этою стрелой скоро сам будешь убит».
Тою же ночью Феодор и Василий скончались от ран. Монахи Печерского монастыря похоронили их в той самой Варяжской пещере, где они и подвизались; там и лежали их тела — нетленные, в вечно окровавленной одежде.
А вскоре князь Мстислав, обороняя город Владимир-Волынский, был убит. Как сказал о том летописец, «Мстиславу же хотящу стрелити, внезапу ударен бысть под пазуху стрелою на заборолех сквозь дску скажнею», — то бишь захотел князь выстрелить из лука, высунулся в проём между досками, и тут в него попала вражеская стрела. Перед смертью он успел сказать: «Умираю за Феодора и Василия». Как знать, нельзя ли эти слова принять за раскаяние?..
Но я хочу в третий раз вспомнить слова Господни: «…трудно богатому войти в Царство Небесное; и ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19,23—24). Житие преподобномученика Феодора как раз и показывает эту нечеловеческую трудность: и монашеские труды понёс святой, и искушения от бесов, — но и этого было мало; мученическую кровь пролил он, чтобы только смыть с себя проклятие богатства и достойно войти в Царствие Божие. Вот каковы они на деле, игольные уши!
Алексей БАКУЛИН