Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Читая Писание

ДИНАРИЙ КЕСАРЯ

Всегда восхищался евангельским рассказом о подати кесарю.

Меня всегда поражало, с какой поистине Божественной лёгкостью Господь миновал ту ловушку, которой, по человеческому рассуждению, избегнуть было невозможно. В самом деле, если ответишь на вопрос искусителей: «Да, позволительно!» — то тебя немедленно ославят коллаборантом, предателем, прислужником иноземных захватчиков; а скажешь: «Нет, непозволительно!» — и на тебя тут же напишут донос римским властям: «Он-де против кесаря выступает!» А что же ещё, кроме «да» или «нет», можно сказать в данном случае? Или «позволительно», или «непозволительно», третьего не дано: ловушка, надо это признать, вышла очень хитрая! Непреодолимая по земным понятиям.

Но Господь смотрел на неё не от земли, а с высоты Небесной. И ответ его исполнен не человеческой, но Небесной мудрости. Его ответ не только позволяет избегнуть ловушки, но и научает всех, кто хочет научиться: «Во внешних делах, касающихся телесной жизни, должно подчиняться царям, а во внутренних, духовных, — Богу» (фраза из толкования Феофилакта Болгарского).

Но Евангелие на то и Евангелие, чтобы в каждом своём отрывке являть бесчисленное множество непротиворечивых смыслов.

Что же ещё можно почерпнуть из рассказа о динарии кесаря?

Давайте, во-первых, посмотрим, как выглядел этот самый динарий. На нём был изображён, разумеется, сам кесарь, император, — в ту пору им был Тиберий. И не просто изображён, — кроме гордого императорского профиля там была ещё и надпись: «Caesar Divi» — то есть «Божественный кесарь» или «Кесарь-бог».

Факт известный всем: римским императорам мало было земной власти, как бы обширна она ни была, — они претендовали на место в языческом пантеоне, хотели на равных сидеть рядом со всеми этими Юпитерами и Юнонами.

Зачем им это было нужно? Вопрос не такой простой, как кажется.

Кесарь, римский император, присваивал себе божественность не только из непомерного честолюбия — хотя честолюбие в самых чудовищных формах нередко бывало свойственно этим правителям. Смысл обожествления императора был более глубок…

Власть — вещь таинственная. Прусский король Фридрих Великий, сидя однажды в походной палатке среди своего войска, сказал приближённым:

— Знаете, что для меня является самой непостижимой вещью на свете? То, что мы сидим тут, ничего не боимся и считаем себя в полной безопасности, хотя вокруг нас сотни вооружённых мужчин.

Мысль короля понятна: конечно, вокруг палатки расположилась его собственная армия, конечно, все солдаты ему повинуются… Повинуются? Но почему?! Почему же?! Ведь завтра эти солдаты пойдут в бой, будут убивать незнакомых им людей, и вполне возможно, погибнут сами… Почему бы им не убить одного-единственного человека — своего короля — и спокойно отправиться по домам к мирной жизни? Почему им не приходит в голову такая простая мысль?

Потому что у короля есть власть. И она явлена не только в государственном аппарате, не только в силовых структурах, но и ещё в чём-то… В чём-то очень важном, без чего и государственный аппарат бы рассыпался, и силовые структуры обратились бы против властителя… Что же это — не называемое, но существенно важное?

Ответа на этот вопрос нет. Это действительно непостижимо. Сущность власти людей над людьми так же неподвластна уму, как сущность красоты или сущность любви. Каждый правитель рано или поздно ощущал шаткость своего величия, каждый видел, что власть его держится на чём-то тонком, ускользающем от ума, почти не существующем… И сознавая это, каждый правитель испытывал страх — вот как Фридрих Великий в своей палатке.

Так именно для того, чтобы бороться с этим страхом, для того, чтобы дать своей власти самое неоспоримое обоснование, римский кесарь вычёркивал свою особу из числа земных, смертных людей и сам себя назначал богом. Богу не нужно объяснять сущность своей власти, бог по определению обладает волей смертных. Тут не в честолюбии дело, а в придании власти высшей, божественной законности.

И это было не так уж глупо: императоры поняли, что иного обоснования их владычеству нет, кроме указания на его божественное происхождение.

По сути, они поняли одну великую евангельскую истину: «…несть бо власть аще не от Бога…» (Рим.13,1). Вот только Бога они не знали! Не знали Его и воображали, что богом вполне возможно стать по императорскому указу.

Слова «нет власти не от Бога» зачастую понимают только так, как сказано далее у апостола: «…существующие же власти от Бога установлены». Между тем вторая часть апостольского изречения — это не объяснение первой части, а только уточнение её. Смысл первой части глубже, чем простое утверждение, что всякий властитель не без Божией воли садится на трон. Первая часть изречения говорит о том, что власть вообще, власть как таковая — это особая форма Божественной силы, даруемая Богом Своему избраннику. Власть — это только Божие, и как всё Божие, она непостижима, и земной властитель пользуется ею лишь в той мере, в какой Бог разрешил ему ею пользоваться.

Вот к каким мыслям можно прийти, читая рассказ о динарии кесаря.

А теперь представьте себе: Истинный Бог, Сын Божий держит в руках маленький золотой кружочек с изображением некоего смертного человека и надписью, говорящей, что этот-то человек и есть бог. И представив это, ещё раз перечитайте фразу: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Ведь Господь не укоряет Тиберия за самочинное обожествление, не проклинает его… Он Сам даровал кесарю некую часть Своей власти, и потому как бы подтверждает, что нечто Божественное во власти кесаря имеется. А потому не будет грехом воздать кесарю кесарево — ту малую долю почестей, которые в полной мере принадлежат лишь Богу.

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая