Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Читая Писание

«НЕ НАРУШИТЬ ПРИШЁЛ Я, НО ИСПОЛНИТЬ»

Ветхий Завет — странная книга, неоднородная, местами сухая до полной нечитабельности, а местами настолько лирическая, что, кажется, слышишь исходящее от неё тихое пение. Некоторые места в Ветхом Завете вызывают по меньшей мере неприязнь, а то или острое отвращение и даже ужас; а некоторыми страницами зачитываешься до полного самозабвения. Во всяком случае, каждый, кто хоть однажды одолел Ветхий Завет от корки до корки, от Книги Бытия до Третьей Книги Ездры, — тот навсегда остался в плену у этого удивительного творения Божьего. Что тут сказать? – Писание! Священное Писание…

Вот люди, далёкие от православия, часто говорят: Ветхий Завет — это одно, а Новый — это нечто совсем-совсем другое, у них разный дух, разная философия, разная мораль. Приходилось, наверное, слышать и такое: «Ветхий Завет повествует об одном Боге, а Новый — о другом. Бог Ветхого Завета — это жестокий, ревнивый Ягве, племенной божок еврейского народа, а Бог Нового Завета — это милостивый и кроткий Иисус, пришедший спасти целый мир». Слышали, конечно, подобные слова? Говорящий их представляется как будто самым что ни на есть ревностным христианином или даже «подлинным христианином» (а все остальные, стало быть, ложные)… Но вот что странно: определив Новый Завет как единственную Книгу, отказавшись от Ветхого Завета, эти люди непременно пускаются затем в такой бред, в такую ересь, что воистину хоть святых выноси.

Я сейчас не собираюсь оправдывать Ветхий Завет — он, сдаётся мне, не нуждается в наших оправданиях. Одно только заметьте: раскройте любую страницу любого Евангелия и посчитайте, сколько на ней отсылок к Пророкам, к Псалмам, к Бытию и т.д. — скрытых и явных цитат, намёков, параллелей… И подумайте теперь: можно ли толком понять писания евангелистов, если не знать того, что писали боговидцы ветхих времён?

Однако, однако… Что ни говори, а все мы понимаем, что разговоры о пропасти, будто бы существующей между двумя Заветами, появились не на пустом месте. Все мы порой остро чувствуем несходство двух этих половинок Писания, — несходства в духе, несходства в образах действия персонажей, несходства в системе ценностей. Мы решительно не понимаем, почему, например, Лот считается праведником, если он… Ну, вы знаете, что он натворил. Это один из наиболее ярких примеров, но все мы, читавшие Библию, можем вспомнить что-то подобное, даже не очень сильно напрягая память. А воинственный (чтобы не сказать агрессивный!) дух Пятикнижия и Книг Царств, он такой немилосердный, такой… нехристианский!

«…Вы (евреи) овладеете народами, которые больше и сильнее вас; всякое место, на которое ступит нога ваша, будет ваше <…> никто не устоит против вас…» (Втор.11,23—25).

«…Введёт тебя (еврейский народ) Гос­подь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся <…> дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил, и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться…» (Втор.6,10—11).

И у пророков:

«…Народы, слушайте и внимайте, племена! <…> гнев Господа на все народы, и ярость Его на все воинство их. Он предал их заклятию, отдал их на заклание. И убитые их будут разбросаны, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их» (Ис.34,1—3).

«…Я совершенно истреблю все народы, среди которых рассеял тебя, а тебя (Израиль) не истреблю…» (Иер.30,11).

Ведь нередко случалось запинаться духом, читая даже такие книги Ветхого Завета, как Псалтирь. Как «не по-христиански» рассуждает порой Псалмопевец! Он постоянно выставляет себя праведником, а всех окружающих — нечестивцами, достойными только Божией кары! «Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Гос­подь. А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем». (Пс.5,7—8).

«Что хвалишься злодейством, сильный? <…> за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища твоего и корень твой из земли живых. <…> А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков…» (Пс.51,3—10).

«Падут нечестивые в сети свои, а я перейду» (Пс.140,10).

Неправда ли: нас-то учили не хвалиться своими добродетелями и не подмечать чужих грехов, нам сказано было: «…когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что́ должны были сделать» (Лк.17,10). Вот так: рабы ничего не стоящие, а вовсе не зеленеющие маслины в доме Божием. Почему же Давид столь беззастенчиво восхваляет собственную праведность?

И так далее, и так далее, и так далее…

Мы, современные православные люди, читая Ветхий Завет, не можем не восхищаться отражённым в нём горячим, неустанным, через тысячелетия не затухающим ожиданием Христа, пророческими озарениями, сиянием мудрости, но… В то же время мы не можем не смущаться от многочисленных и вопиющих несовпадений с явленным в Евангелиях Христовым учением.

Необходимо или как-то примирить оба Завета в собственной душе, или… или уж пойти за теми нехристями, что уверяют, будто бы Ветхий Завет создан духом злобы.

На эту тему можно написать множество томов, где не будет ни одного пустого, лишнего слова, — но у меня нет ни возможности, ни способности к таким писаниям, поэтому я просто расскажу вам, как я сам пытаюсь преодолеть это недоумение.

Я рассуждаю так. В первую очередь, надо ясно понять: с кем был заключён Ветхий Завет и с кем — Новый. Думаю, всякий сможет ответить на этот вопрос: Ветхий Завет заключён с еврейским богоизбранным народом (и только с ним), а Новый Завет обращён к тем людям, кто пожелает его принять. Ибо сказано: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…» (Мф.28,19). Быть может, в этом отличии и следует искать разрешения своих недоумений?

Посмотрите: Ветхий Завет обращён к народу, — ко всему народу целиком. Новый Завет обращён к личности — независимо от того, к какому народу эта личность принадлежит. Ветхий Завет как бы не принимал во внимание свободную волю человека: если человек принадлежал к избранному народу, то он автоматически попадал под действие Завета. В Новое время каждый из нас сам принимает решение, сам через крещение заключает свой Завет с Богом, и ничто здесь не происходит автоматически, но только через свободный личный выбор.

Можно сказать и иначе: Ветхий Завет спасал народ, Новый Завет спасает отдельные души.

И даже не так: Ветхий Завет не спасал народ, но оберегал его, хранил, не выпускал за ограду, очерченную Богом… Воистину, Бог пас евреев, как стадо словесных овец. Богу нужно было сохранить весь народ целиком, чтобы из него, из всей его массы, из общей крови и общего духа породить наконец венец совершенства — Деву, способную произвести на свет Богочеловека.

Потому-то вопрос личной святости в Ветхом Завете почти не рассматривается. Там были отдельные праведники, но и они могли порой поступать, на наш взгляд, достаточно рискованно — лишь бы сохранился народ! Авраам не раздумывая уступал любимую жену то одному, то другому владыке — лишь бы от неё произошёл народ. Дочери Лота отдавались пьяному отцу — лишь бы не угасла ветвь. Моисей и Иисус Навин безжалостно истребляли ханаанские племена, сгоняли людей с их исконной земли — лишь бы сохранился богоизбранный народ. Кроткий царь Давид более чем жёстко обошёлся со своими пленниками — лишь бы окрестные народы не вредили народу еврейскому.

Потому что еврейский народ был избран Богом для рождения Спасителя. Его нужно было хранить как зеницу ока, — хранить его тело от нашествия вражеских войск и хранить его душу от идольской лести. И если кто-то осмеливался посягнуть на народ, то его следовало примерно наказать, да так, чтобы все языки поняли: «Божий удел трогать нельзя!»

Вот мораль Ветхого Завета: «Всё, что вредит богоизбранному народу, должно быть уничтожено. В этом — добро, в этом — следование Божией воле». Отдельные представители народа могут быть грешны или праведны, но весь народ свят, ибо избран Богом для высшей цели. И псалмопевец в своих псалмах восхвалял не личную свою праведность, но святость народа, и говоря «я», имел в виду народ в целом.

Закон этот имел железную силу до тех самых пор, пока вышедшая из народа Дева не родила Христа. С того самого дня миссия народа закончилась, богоизбранность перестала быть насущной, и Христос обращался уже к каждому человеку в отдельности. (Да, в первую очередь он обращался к овцам дома Израилева, — но это было уже не более чем благодарностью за тысячелетнее следование Ветхому Завету: евреям — каждому в отдельности — предоставлялось право первым заключить Новый Завет и забыть и о своей всенародной богоизбранности.)

На этом можно было бы и закончить наши рассуждения, но тогда выходило бы, что с приходом Христа Ветхий Завет упразднён окончательно и теперь он может быть интересен лишь для историков Древнего мира. Между тем Христос сказал: «…истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф.5,18). Значит, Ветхий Закон всё ещё насущен? Как же так?

А разве вы не знаете, что богоизбранный народ по-прежнему существует, существует семя Авраамово, вот только составлено оно уже не из единоплеменников, а из всех крестившихся во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Это — Церковь Христова, но это и те страны, те государства, которые испокон веку являются хранителями Христовой Церкви, — в первую очередь Россия, затем Греция, Болгария и т.д. Нельзя сохранить Божию Церковь, нельзя сохранить народ Христов, не сохраняя эти государства, — и в хранении их жёсткая мораль Ветхого Завета по-прежнему вполне приемлема и единственно возможна. В этом состоит главное противоречие нашего земного существования: отдельная душа человеческая спасается через новозаветные заповеди, а сообщество человеческое хранится ветхими законами. Человек живёт Новым Заветом, а государство — Ветхим. Государство не может подставить щёку ударившему — оно обязано отвечать по закону «око за око». Государство не может предаваться нестяжанию и смирению — оно обязано копить славу и мощь. Государство не может быть кротким — оно обязано показывать свою силу. То, что запрещено отдельному христианину, то вменено в обязанность христианскому государству, ибо как только рухнет под напором хищных нехристей последнее христианское государство — тут-то и настанет конец Истории и придёт время Суда, а торопить время Суда нам не позволено.

Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ

предыдущая    следующая