Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Изобрази Россию мне…

ИЗ КУЛЬТУРНОЙ СТОЛИЦЫ УХОДИТ КУЛЬТУРА?

Александр Фёдорович Полозов — заслуженный художник России, профессор, живописец-реалист. Сегодня мы встретились с ним, чтобы побеседовать о современной живописи. Мы стоим у его известной картины под названием «Начало трудового дня». На полотне проходная большого завода, люди, идущие к станкам, к рабочим столам, — честные, чистые лица граждан великий страны…

— Это на Кировском заводе писалось, — поясняет Александр Фёдорович. — Лица не вымышленные, всё реальные люди…

Прекрасным ароматом ушедшей великой эпохи дышит этот холст. Но сего­дня тема нашей беседы — современное искусство России.

— Давайте сначала поговорим о новом, но уже печально известном памятнике Блоку… Что вы думаете о нём как художник.

— Я рассматривал его и так и этак, подходил то с одного боку, то с другого… И вот с той стороны, где у скульптурного Блока хлястик на пальто, ещё можно различить в этой фигуре что-то человеческое… А в остальном… Грузное тело, крошечная, недоразвитая голова… Люди возмущаются, а я, как профессионал, прекрасно понимающий, как именно художественное произведение может воздействовать на зрителя, говорю: «Угнетающий вид! Угнетающий сознание образ!» Эта накренившаяся фигура (люди говорят: «Споткнувшийся Блок!») создаёт в душе тревожное ощущение, ожидание неотвратимого падения.

Что поделать: «скульптор так видит!» Художник так видит! — этот антинародный принцип нам давно подбрасывался, ещё с хрущёвских времён. Такая позиция естественно вытекает из принципа «свободы творчества». Свободы от чего? От мастерства, от профессионализма, в конечном счёте — от зрителя. «Я, дескать, так вижу, и вы терпите меня таким, какой я есть!» — то есть выражение предельного эгоцентризма в искусстве.

И вот что обидно: автор «Споткнувшегося Блока» скульптор Евгений Ротанов (ему сейчас 83 года) вовсе не плохой, не бездарный мастер! У него есть несколько весьма удачных работ; более того, и первый вариант памятника Блоку он создал очень выразительный, красивый, настолько понравившийся всем, что решили поручить ему создание памятника без предварительного конкурса. А дальше… Следующие эскизы выходили всё более спорными, и наконец, была выбрана именно эта неприятно поразившая всех фигура.

Но как же обидно за великого поэта, самого петербургского из всех наших стихотворцев!.. А вы посмотрите, в ряду каких памятников стоит этот новый монумент!.. Ведь наш город украшают поистине бессмертные шедевры. Медный всадник — лучшая конная статуя в мире! Во Франции Фальконе такого сделать не мог, это только Россия так раскрыла его дарование. Или памятник Пушкину Аникушина: какой полёт! Вот как поэта надо изображать! Памятники Кутузову и Барклаю де Толли, памятник Суворову… Всех не перечислишь. И какие могли бы стоять у нас памятники, если бы художникам не мешали из неких «высших» соображений!.. Валентин Свешников и Ян Нейман создали проект изумительного памятника святому адмиралу Фёдору Ушакову. В 1998 году на городском конкурсе их работа получила первую премию. Модель великолепная: плащ развевается, адмирал стоит крепко, точно на палубе, держит в руках подзорную трубу, лицо его, обращённое в сторону Невы, вдохновенно — лицо человека, который не проиграл ни одной битвы. Красивый пьедестал в виде колокола, на котором написано: «Сии грозные бури обратятся к славе России». Проект держит всю площадь Труда… Просто чудо! Но нет, с его установкой не спешат… Уже и Нейман умер, и Свешникова нет с нами, а памятник Ушакову всё ещё не установлен. Зато падающий Блок — вот вам, пожалуйста!

— Специалисты говорят: чтобы такие безобразия не повторялись, городу нужен градостроительный совет, обладающий всей необходимой властью.

— Да, чтобы этот совет имел право голоса. Надо определить статус совета, создать положение, восстановить прежние полномочия градостроительного совета. Надо восстановить и должность главного художника города. При советской власти у главного художника были большие права, но с приходом Горбачёва статус его постепенно опускался. Нам нужен человек, разбирающийся в искусстве, профессионал, который будет работать на город, который не пропустит проект, пятнающий славу Петербурга!

— Нужен и новый закон о культуре, который бы ограждал Россию от всевозможных разрушительных тенденций, приходящих к нам с Запада.

— Да, необходимость закона о культуре назрела. Но я вам скажу: слава Богу, что его не приняли в том виде, в каком он предлагался три года назад. Этот проект закона был спущен из Администрации Президента, и в нём была статья «Современное актуальное искусство». А что такое «современное актуальное искусство»? Это то, что противопоставляется искусству как таковому, это всевозможные разрушающие культуру проекты, которых мы немало видели в последние годы. Ведь говорят же: «Либо современное, либо искусство». Для меня, например, «Возвращение блудного сына» Рембрандта — это самое современное произведение живописи. Но может быть и такое: сегодня написали вещь, а завтра она уже устарела.

И вот тот проект закона о культуре, каким мы его увидели три года назад, предполагал узаконить «современное актуальное искусство». Я тогда заявил прямо: «Это американский вредительский проект». А профессор Алексей Васильевич Воронцов с помощью фракции КПРФ в Госдуме добился, чтобы Администрация Президента убрала эту статью. И именно в наши дни следует вернуться к этому вопросу, имея опыт борьбы со всевозможной русофобией, с иноагентами.

Я бы так сказал: «Художник должен способствовать развитию национальной государственности». Поэтому России надо вернуться к тем союзам (писателей, художников, композиторов и т.д.), которые были созданы в 1932 году, когда деятели искусства жили со страной и участвовали в подъёме страны. Из этих союзов вышли такие титаны, как Георгий Свиридов, Петров-Водкин, Дейнека, Пластов, Корин. Надо вернуть культуре государственный статус. Московские коллеги не раз говорили мне: «Попробуй в Министерстве культуры получить грант на нормальное, человеческое искусство! — не получите!» А на «современное актуальное» денег хватает!

В 1996 году у нас на правлении СХ рассматривался закон о творческих союзах. Там была одна статья — демократическая! — суть которой сводилась к следующему: пусть три человека, никогда в жизни не державшие кисти в руках, соберутся, зарегистрируются — и их уже можно будет назвать творческим союзом! Вот тебе и союз! И таких союзов будет тысячи, и они будут требовать госсубсидии — и получать их! Я тогда сказал, что эта статья полностью уничтожает весь закон. Так оно и получилось. Нет, нам необходимо вернуться к опыту 1932 года.

— Как вы думаете, Культурному фронту России удастся посодействовать в возрождении русской культуры?

— Я думаю, противодействие нам будет сильнейшее, будет борьба за статьи устава, чтобы ослабить возможности фронта и сузить его поле деятельности. Ведь борьба с Россией вступила в очень острую фазу, и культура — весьма важный участок этой борьбы.

К слову, о памятниках. Первый советский памятник, который был уничто­жен, — это памятник Дзержинскому в Москве. А знаете ли вы, что за его уничтожением стоял Роберт Гейтс, директор ЦРУ, министр обороны США, — он в эти дни был в Москве и давил на тогдашние московские власти? Когда памятник был разрушен, Гейтс перед телекамерами откупорил бутылку шампанского и заявил: «Я здесь, около Мавзолея Ленина, праздную свой парад победы!»

Но вишенкой на торте американцы видят будущее разрушение памятнику Воину-Освободителю в Трептов-парке. Они с 90-х годов ждут подходящий момент, и будьте уверены: постараются этот момент не упустить. Вы представляете, что это будет за удар для нас!

— Что вы думаете об идее создать музей советской живописи?

— Я считаю, это хорошая идея. Нам, профессиональным художникам, говорят: «Да вы же нафталин, вы из советской эпохи, — а мы современные!» Хорошо, современные мастера: где ваши произведения? Все они не стоят одной картины Аркадия Пластова. Помните его великие полотна: «Весна», «Сенокос», «Фашист пролетел». «Сенокос», написанный в 1945 году, — на нём изображены всего лишь колхозники на уборке сена, — но каким духом Победы дышит это полотно! Художник писал его для людей, он сопереживал народу, а это самое главное в искусстве! А вспомните Владимира Серова, над работами которого так издевались в 90­е, — он же писал Ленина. А вы вспомните его «Въезд Александра Невского в Псков» — потрясающее полотно, — и тоже в 1945 году написанное, дышащее духом Победы. А в начале 90­х нам стали говорить: «Вы не воображайте себя властителями дум! Продавайте свои картинки, если сможете, и ни на что большее не претендуйте!»

Нет, собрать советских мастеров живописи необходимо, хотя бы для того чтобы видеть, что может художник, живущий одной жизнью с народом.

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая