Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Прп.Михаил Клопский. Память 24 января

ЖИТИЕ БЕЗЫМЯННОГО СТАРЦА

Это было в 1412 году, когда на Москве княжил сын Дмитрия Донского Василий I. Верстах в двадцати от Новгорода стоял (да и посейчас стоит) Свято Троицкий Клопский мужской монастырь. Почему у него такое название неблаголепное — об этом никто сейчас не помнит, а потому мы и гадать о том не станем.

И вот в упомянутом году, в канун Рождества Иоанна Предтечи, случилось в том монастыре вот что: поп Макарий покадил в храме и пошёл в келью. Смотрит — келья отворена, а в ней сидит неведомый старец и переписывает при свече Деяния Апостолов. Поп, перепугавшись, попятился и побежал к игумену Феодосию. Игумен, взяв крест и кадило, пошёл с братией к келье, а та уже заперта. И он заглянул в окно кельи — старец сидит и пишет. Тогда игумен сотворил молитву: «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных!» Незнакомец в ответ сотворил эту же молитву. Игумен трижды творил эту молитву, и трижды пришелец отвечал ему так же. Вот Феодосий молвит ему: «Кто ты — человек или бес? Как твоё имя?» А он ему в ответ те же слова: «Человек ты или бес? Как твоё имя?» И Феодосий во второй и третий раз повторил свой вопрос: «Человек ты или бес? Как твое имя?» И во второй и третий раз старец отвечал одно и то же: «Человек ты или бес?» Тогда игумен Феодосий велел в келье дверь выломать, вошёл внутрь и начал фимиамом кадить. А тот от фимиама прикрывается, а сам осеняет себя крестным знамением. И спросил его игумен Феодосий: «Как ты пришёл к нам, откуда ты? Что ты за человек? Как имя твоё?» А старец отвечал его же словами: «Как ты пришел к нам? Откуда ты? Как твоё имя?» Так и не могли допытаться о его имени. И Феодосий молвил старцам: «Не бойтесь, братья, Бог нам послал этого старца».

И остался неведомый старец жить в Клопском монастыре. Как-то раз говорит он игумену: «Скоро к нам гости придут!» — «Какие такие гости?» Старец молчит. Но в тот же день явились на монастырский двор трое — виду мрачного и недоброго. И говорит старец игумену: «Зови их хлеб есть — они ведь издалека пришли». Один из гостей ответил: «С нами, отче, есть ещё люди, наши товарищи». — «Ну, зовите и товарищей!» Входят тридцать человек, все в доспехах, вооружённые… Страшно стало монахам.

Все гости сели за столы и поели, а двое не стали есть. Тогда сказал им безымянный старец: «Не сбудется ваш злой умысел!» И сразу же худо стало тем двоим, которые не ели. Увидя это, разбойники раскаялись в своём замысле, пожертвовали на монастырь много денег и ушли с миром, а те двое, которые заболели, остались в монастыре. Потом один из них постригся в монахи, а второму безымянный старец сказал: «Иди да передай своим друзьям, чтобы с этой поры они больше не грабили и не разбойничали, оставили бы свои грехи».

Таково было первое чудо, которое явил старец в Клопском монастыре (если не считать его чудесного появления).

Вскоре после этого, на Преображение Господне, приехал из Москвы князь Константин с женою. За обедом неведомого старца поставили читать книгу Иова праведного. И князь, услышав голос старца, посмотрел ему в лицо и узнал его: «Да ведь это Михаил, моего двоюродного брата сын». А тот молвил князю в ответ: «Бог знает». Тогда Феодосий сказал: «Почему, сынок, своего имени нам не назовёшь?» А он опять: «Бог знает». И с той поры назвал свое имя — Михайла. Князь же сказал игумену и старцам: «Вы берегите его — этот человек Великому князю родня».

Много Михаил чудес сотворил в монастыре. Однажды во время сильной засухи увидел пономарь, что Михаил пишет на песке: «Чашу спасения приму, имя Господа призову. Тут будет источник неисчерпаемый». Сотворили молитву игумен с Михаилом. Покопали немного — и ударила вода ключом. Так до сих пор на этом месте бьёт источник неиссякаемый. В том же году голод был по всей Новгородской земле. А Михайло умолил игумена Феодосия, чтобы повелел рожь в котле варить да давать странникам. И начали старцы роптать на Феодосия и на Михаила. Тогда Феодосий с Михаилом сказали: «Пойдём в житницы и посмотрим». И нашли в житницах всего в изобилии — ничего не убавилось. После этого повелели ещё больше варить рожь и раздавать народу безотказно.

Всего не перечислишь, что по молитвам святого Михаила делалось: случалось ему и будущее предсказывать, и князей из беды выручать, и мгновенно с места на место переноситься…

Вот только одно его дело. Как-то раз рассердился на монастырь новгородский посадник Григорий Кириллович: «Вы не пускайте коней и коров пастись туда-то — там моя земля! И в реке Веряже рыбу не ловите! А если начнете ловить, то я повелю рыбакам вашим руки и ноги перебить!» Старец же Михаил посаднику в ответ: «Сам останешься без рук и без ног и едва не потонешь!»

Послали игумен по Михайлову совету рыбаков ловить рыбу в запрещённом месте. Посадник пришёл на реку, а рыбаки как раз тянут сети. Побежал он к ним, ударил кого-то рукой, хотел второй раз ударить, но промахнулся, упал в воду и едва не утонул. Подоспевшие люди подняли его, повели, а у него, по пророчеству Михаила, и руки и ноги отнялись.

Рано утром привезли его в монастырь, но Михаил велел его в монастырь не впускать и не брать от него ни кануна, ни свечи, ни просвиры: «Не корми, не пои ты нас, только не обижай». А привезшие посадника поехали прочь, угрожая: «Мы пожалуемся владыке и Великому Новгороду, что вы не захотели за посадника молебен петь и ни просвир, ни кануна не принимаете». Владыка повелел: «Пойте молебен и обедню за посадника!» А Михаил ответил: «Молим Бога о всех людях, не только о Григории. Пусть он поездит по монастырям и попросит прощения у Бога!»

Возили посадника по монастырям год и полтора месяца, но он нигде не обрёл себе исцеления. Когда же вернулся в Клопский монастырь, то Михаил повелел молебен петь и обедню. Внесли посадника в церковь на ковре, а он даже перекреститься не может. Стали молебен петь Святой Троице. Когда дошли до кондака, то начал рукой шевелить; когда пошли с Евангелием на выход, то перекрестился и сел. А когда дошли до переноса, то, встав на ноги, стоял до конца службы. Отпев обедню, пошли в трапезную. И посадник сказал: «Святая братия, хлеб да соль вам, отцы!» Михайла же ответил на это: «Кто зачинает рать — Бог того погубит!» С тех пор стал посадник добр и к Михаилу, и к монастырю.

А вот другой случай. Украл поп Никифор панагию, и Михаил говорит ему: «Ума лишишься!» И после этого у попа ни ума, ни памяти. Велел Михаил в печи золу раскопать, а там панагия.

Жил Михаил в келье один. Ни постели, ни изголовья, ни подстилки, ни одеяла не имел, а спал на песке. Келью топил конским навозом. Прожил в монастыре сорок четыре года, а питался каждый день только хлебом и водой.

Однажды разболелся Михаил, но в церковь продолжал ходить. А стоял справа у церкви, на дворе, против могилы игумена Феодосия. Стали говорить ему: «Почему, Михайла, стоишь не в церкви, а на дворе?» И он ответил: «Хочу я тут лечь!»

На Феодосиев день Михаил сам принял Святые Дары и, взяв с собою кадильницу и фимиам, пошел в келью. Послал игумен ему от трапезы еды и питья. И когда пришли к нему, то келья была закрыта. Открыли келью — и фимиам еще курился, а он был уже мёртв. Стали искать место, где похоронить его, — земля сильно промёрзла. Тогда напомнили чернецы игумену: «Посмотри то место, где стоял Михаил». Попробовали, а земля в этом месте талая. И погребли Михаила честно у церкви Живоначальной Троицы в 11-й день января месяца, в день памяти преподобного отца нашего Феодосия Иерусалимского.

Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ

предыдущая    следующая