Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

15 февраля — Сретение Господне

У БОГА СЛУЧАЙНОСТЕЙ НЕ БЫВАЕТ

Когда я впервые попала на богослужение в храм Рождества Иоанна Предтечи в Юкках, то подумала: «Неужели оперного певца пригласили петь на клиросе? Голос-то какой!» Потом решила, что, скорее всего, это запись знаменитого мужского хора Сретенского монастыря и сидит кто-то и нажимает на кнопочку музыкального центра в нужные моменты. Позднее, когда я познакомилась с обладателем чудесного голоса — заслуженным артистом Республики Карелии и руководителем детского хора юкковского храма Олегом Николаевичем Палкиным — и рассказала о своём предположении, он улыбнулся: «Нет, это мы на свои «кнопочки нажимаем» и поём. Ну а если серьёзно, вы недалеки от истины: у меня два высших консерваторских образования — дирижёр-хоровик и оперное пение. Я работал в оперных театрах, в Академической Капелле имени Глинки, в хоре Смольного собора… Но сейчас, слава Богу, я здесь и очень этому рад.

— Однако опера далека от церковного песнопения, как получилось, что вы стали петь в церкви?

— Всё произошло промыслительно, у Бога случайностей не бывает. Когда я был ещё студентом, мне как-то предложили подработку — попеть в церковном хоре. Это было достаточно сложное время, конец 1980­х — начало 1990­х годов. А жили мы тогда вдвоём с мамой… Словом, я согласился петь в церковном хоре. Ни о Боге, ни о вере я тогда ещё не задумывался, мне просто надо было подработать. Всё происходило в довольно суровых условиях, поскольку храм Воскресения Христова (у Варшавского вокзала) тогда ещё только ремонтировался, всюду гуляли сквозняки, колокольня была разрушена, и мы, конечно, замёрзли. Таков был мой первый опыт церковного пения.

— Но ведь в церкви без подготовки просто так не запоёшь…

— В консерватории мы проходили произведения и Дмитрия Бортнянского, и Алексея Львова, и других композиторов, которые писали церковную музыку. Так что немного, но был подготовлен. Я не знал саму схему богослужений, гласы и некоторые молитвы, но через год я уже был в своей стихии.

— Вы, наверное, из верующей семьи?

— Нет. Хотя крещён был ещё в детстве. Кстати, из далёкого детства всплывает одно интересное воспоминание. Моя бабушка всегда говорила, что она атеистка. Но, бывало, когда я выходил из дома и внезапно оборачивался в дверях, то замечал, что она крестит меня на дорожку… У нас и музыкантов в семье не было. Разве что дедушка любил слушать оперу и концерты. Но моя крёстная узнала, что есть замечательное Хоровое училище при Академической Капелле им.Глинки, где учатся только мальчики. Когда я поступал, а это был 1978 год, конкурс был огромный: нужно было набрать 25 мальчиков, а пришли поступать 800! Но я прошёл, и это определило мою дальнейшую судьбу.

— А в юкковский храм как попали?

— С о.Григорием мы знакомы с 1990 года. Я вместе с ансамблем пел у него на сеансах, которые он проводил как врач-психолог. Кроме того, я тогда ещё пел в Спасо-Парголовском храме у о.Василия Лесняка, который был духовным наставником о.Григория. Там-то мы и познакомились. А потом один знакомый, которому я давал уроки вокала (он хотел стать священнослужителем, а для этого нужно быть музыкально подготовленным; теперь он уже священник), пригласил меня в храм в Юкках: надо было спеть очень серьёзную службу на Торжество Православия. Мы приехали вчетвером (прихватив ещё друзей), спели. Отец Григорий был очень удивлён и рад. Он предложил нам работать в Предтеченском храме — петь, молиться. Конечно, мы приняли его предложение с большой радостью, и с тех пор мы вот уже девять лет здесь. А потом батюшка благословил меня заниматься детским церковным хором, за что я ему очень благодарен.

— Не в каждом православном храме есть детский приходской хор. Явление это уникальное, дело хлопотное. А всякий ли ребёнок может прийти и петь или для этого нужен особый
дар — музыкальный слух, ангельский голос или умение петь громко?

— Понимаете, всё перечисленное хорошо для профессионального хора. Детский церковный хор — это совсем другое. Мы Богу поём. Профессиональное образование или особые таланты не обязательны. А вот развить у детей, пришедших на занятия, элементарные музыкальные навыки мы с моей помощницей — хормейстером Ириной Владимировной Шеиной — постараемся.

— То есть это техника дыхания…

— Ну, до техники дыхания нам ещё далеко, а вот слушание звука, интонирование и воспроизведение нужно постоянно тренировать. Дважды в неделю у нас проходят репетиции. А поёт наш детский хор не только песнопения богослужебные или связанные с церковными праздниками, но и вполне светские детские песни — «Доброта», «Крейсер «Аврора»…

— Вы сказали: богослужебные песнопения. То есть дети не просто вы­учили тексты богослужебных песен, но и разбираются в ходе богослужения?

— В позапрошлом году мы подготовили детскую литургию, которая проходила у нас практически каждую субботу. А принимаем в хор даже самых маленьких — от четырёх лет. Малыши поначалу могут просто сидеть и слушать, а то и напевать что-то своё. Но постепенно они невольно приобщаются к общему процессу и через годик начинают достаточно чисто и в лад подпевать.

Конечно, мы не можем наработать большой репертуар, в силу того что наши маленькие певчие вырастают и покидают нас. Вот и сейчас у нас обновился состав, и необходимо время, чтобы дети втянулись в занятия, почувствовали себя раскрепощённо. На рождественские праздники мы всегда готовим небольшой концерт — рождественские колядки, духовные стихи, — чтобы порадовать наших прихожан, родителей и священников.

Вообще у нас очень интересная и многообразная программа занятий. И главная задача заключается в том, чтобы познакомить детей с красивыми духовными песнопениями, с красивой музыкой, так как я считаю, что неважно, пойдёт маленький человечек в дальнейшем по музыкальной стезе или нет, но через занятия музыкой наши мальчики и девочки начинают немного по-другому смотреть на мир. Они становятся более добрыми, мягкими, восприимчивыми, трепетными, пропуская всё через свою чистую детскую душу. И это останется с ними на всю жизнь.

— Есть случаи, когда кто-то из ваших воспитанников, став взрослым, пошёл именно по музыкальной стезе?

— Очень многие дети после наших занятий поступили в музыкальную школу, а некоторые уже даже закончили её. Не знаю, как сложится их судьба дальше, но ко мне подходили девушки и юноши и благодарили за то, что я ввёл их в чудесный мир музыки.

— То есть уйдя из хора, повзрослевшие дети не отпадают от Церкви, а по-прежнему приходят на литургию в наш храм?

— Конечно. Они остаются прихожанами. И это, кстати, тоже наша задача: человека надо немного направить, показать ему, что в храме не только проходят богослужения, не только есть замечательные иконы, не только служат наши благостные священники и доброжелательные работники храма, но ещё здесь живёт музыка, звучат молитвенные песнопения, которые славят Бога. И наши дети намного серьёзнее и глубже начинают воспринимать молитвенные песнопения, поскольку сами поют их.

— А если голосок слабенький, но ребёнку очень хочется петь…

— Это не важно. Громкость голоса не играет никакой роли, это же не сольное пение. Бог слышит даже шёпот ребёнка. А слабенький голосок может со временем окрепнуть и вырасти в большой красивый голос. Как слабый зелёный росточек, если за ним ухаживать, вырастает в могучее дерево. У человека это зависит от желания ребёнка, от хороших учителей и от родителей, которым нужно потратить своё время, чтобы водить ребёнка в храм.

— Просматривая в Интернете записи концертов детского хора, я обратила внимание, что некоторые детки играют на музыкальных инструментах. Этому они обучаются здесь же?

— Нет, это как раз те дети, о которых я говорил, что, позанимавшись и попев в детском церковном хоре, они пошли учиться в музыкальные школы. Либо занимаются индивидуально с И.В.Шеиной. В храме есть фортепиано и электрическое пианино.

— А взрослый хор существует в нашем храме? Дети, которые уже выросли из детского хора, приходят ли петь во взрослый хор?

— И взрослый хор есть, и его тоже надо обновлять, потому как территориально мы находимся в области и некоторым нашим певчим далековато приезжать сюда из города, особенно на раннюю воскресную службу. Вот я, чтобы успеть явиться к семи утра, должен встать в пять утра… Некоторым просто требуется совершить маленький подвиг, чтобы приехать вовремя. Но, несмотря на трудности, в нашем храме хороший любительский хор.

— Олег Николаевич, вы ведь заслуженный артист, но оставили театр и пестуете племя младое, православное. Вам интересно всем этим заниматься?

— Я музыкой занимаюсь с пяти лет, а сейчас мне 50 — как может мне быть неинтересно заниматься любимым делом? 45 лет жизни я отдал музыке, пел в Мюнхене и в театрах Петербурга, у меня была серьёзная концертная деятельность. Всем, что я умею, я обязан тем замечательным педагогам, которых Божией волею встретил на своём жизненном пути. Это заслуженный артист РСФСР Фёдор Николаевич Козлов, а также Николай Николаевич Алексеев — замечательный педагог по вокалу, который сам всю жизнь пел в Малом оперном театре, и другие. Они, не скупясь, делились со мной своими знаниями, передали мне богатейшие музыкальные традиции, теперь я всем этим богатством хочу поделиться с другими людьми.

Здесь мне спокойно, вдали от театральных интриг душа оживает. Наступает такое время, когда каждому человеку хочется спокойствия, а душа требует духовной пищи. Я здесь на своём месте, делаю свою работу, вижу плоды этой работы — замечательных детей, которые с моей помощью входят в чудный мир музыки, пробуют свои силы и сначала робко, а потом всё уверенней вливают свой голосок в церковный хор, славящий Бога. И я сердечно благодарю о.Григория за благословение заниматься этим замечательным делом — способствовать развитию в мальчиках и девочках любви к Богу, к музыке, к искусству, к людям.

Беседовала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая