Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Советуем посмотреть!

ЛЕГЕНДА О ПАРИЖСКИХ АНГЕЛАХ

…Вы скажете, что нельзя сравнивать фильмы, пусть и очень хорошие, с творениями признанных гениев культуры — Микеланджело, Шекспира, Пушкина? Не знаю, не знаю… Я мог бы вспомнить не менее сотни кинокартин — как отечественных, так и зарубежных, — которые не стыдно поставить рядом с величайшими шедеврами искусства всех времён и народов.

Вот один из множества примеров: фильмы французского постановщика Марселя Карне. Золотой период Карне пришёлся на 30-е и 40-е годы ХХ века… Сегодня я хотел бы рассказать о другом фильме Марселя Карне — об «Отеле «Северном» 1938 года. Что это за фильм? Это потрясающая легенда о двух ангелах, которые оступились, чуть было не пали, но нашли в себе силы выправиться и вернуться в своё ангельское естество.

Нет, зря я сразу сказал об ангелах… На самом деле все герои фильма — живые люди из плоти и крови, и действие происходит не на небесах, а в Париже 30­х годов, в бедной рабочей окраине, и отель «Северный» — отнюдь не пятизвёздочный, и хозяин его — вчерашний пролетарий… И все постояльцы отеля — простые люди, весьма симпатичные, и зрителю приятно слушать их простые, весёлые беседы за общим столом…

Но вдруг в «Северный» приходят ещё двое гостей — молодая пара, юноша и девушка. Они такие печальные, такие отрешённые от всего мира, что не могут слиться с весёлой застольной компанией, как масло не может слиться с водой. Хозяйка даёт им ключи от свободного номера, они медленно, точно на эшафот, поднимаются по лестнице, заходят в комнату, смотрят из окна на ночную неосвещённую улицу, тихо разговаривают… И тут мы узнаём страшное: оказывается, печальные любовники решили этой ночью совершить двойное самоубийство: сначала юноша застрелит девушку, а потом застрелится сам. Они бедны, им не на что жить. Они позволили отчаянию одолеть себя. Впрочем, нет: в отчаяние впал только юноша, а девушка, она так сильно любит своего друга, что не мыслит жизни без него и потому согласна умереть.

И вот наступает роковая минута. Он стреляет в любимую. Она падает. А дальше… А дальше вышло вот что: он побоялся выстрелить в себя. Он в страхе сбежал из отеля, он выбросил пистолет, он скрылся. На выстрел приходит полиция, приезжает «скорая помощь»…

И уже в больнице оказывается, что девушка осталась жива, и даже не очень сильно пострадала. И ещё: стрелявшего поймали той же ночью, ему грозит суд и тюрьма. Убийце и его жертве устраивают очную ставку в больнице. Юноша раздавлен собственным грехом, он не может смотреть в глаза любимой, он умоляет девушку отречься от него как от предателя…

И тут происходит чудо: она не отрекается. Она любит своего несостоявшегося убийцу по-прежнему. Она говорит, что ни в чём не обвиняет своего друга, что они виноваты одинаково, что если бы они поменялись ролями и она стреляла в него, то тоже не решилась бы выстрелить потом в себя.

Всё рассказанное — только начало фильма. Далее девушка — её зовут Рене — начинает борьбу за душу любимого, своего Пьера…

…Простите, но при чём тут ангелы?

А дело в том, что Марсель Карне так показывает своих героев, такую чистоту и возвышенность им придаёт, что невольно нечто ангельское начинает в них светиться. Да, это два ангела, случайно спустившиеся на грешную землю, заплутавшие здесь, смертельно усталые и отчаявшиеся найти дорогу в родные небеса. Мне любопытно: сознательно Карне добивался такого эффекта или достиг его интуитивно? Во всяком случае, эффект вышел разительный: Анабелла (таков псевдоним актрисы, сыгравшей Рене) создала такой образ совершенно чистого, безгрешного, неземного существа — без капли патоки, без тени благочестивой католической истерики, — что второго такого ангела мировой кинематограф не знает. Жан-Пьер Омон (исполнитель роли Пьера) тоже справился со своей ролью блестяще.

Потрясает своей силой беседа этих двух ангелов в тюрьме, на свидании, через решётку. Первый (Рене) — сохранивший свою чистоту в земных скитаниях; второй (Пьер) — ещё не падший, но уже споткнувшийся, уже готовый пасть. Ведь падение (и отпадение от Бога) заключается не столько во грехе, сколько в отчаянии, в неверии в то, что грех можно простить. Споткнувшийся может подняться, отчаявшийся валится прямо в бездну. Беда, однако, заключается в том, что бездна притягивает согрешившего, что весьма тонко и убедительно показывает своей игрой Жан-Пьер Омон. Стоило бы этому артисту сфальшивить, чуть-чуть дать слабину — и эта великая сцена пошла бы насмарку, превратившись в «сладкие слюни» в духе католических брошюрок.

По счастью, в фильме ничего подобного нет, — нет и тени того.

И сцена эта лишний раз показывает, что «Отель «Северный» — это фильм не про земных людей. Нет! Такой высоты любви и безоглядного прощения, какая свойственна Рене, земные люди явить не могут! (Хотя, конечно, должны к ней стремиться…)

Задача Рене, решившей спасти Пьера, сложна, но она осложняется ещё и тем, что на её пути встречается другая пара, и в этой паре зоркий зритель тоже может углядеть бывших небожителей, — но уже безвозвратно погрязших в греховности. Это уличная женщина Раймонда и её «покровитель» Эдмон. Они уже не ангелы, они, пожалуй, демоны. (Несравненна игра актрисы, выступавшей под псевдонимом Арлетти, и актёра Луи Жуве.) Эдмон, увидев Рене, вдруг чувствует, что её любовь может его спасти, и в своей эгоистической жажде спасения едва не губит бедную девушку. Что ж, по человеческим меркам никто не имеет права требовать от Рене верности такому человеку, как Пьер, — предавшему её, убившему её. Но это по человеческим меркам… А Рене — ангел и живёт по законам ангельским, когда измена — в любом случае измена, и уважительные причины тут не рассматриваются.

Опять скажу: рассуждая поверхностно, ни ангелов, ни демонов в фильме нет, речь идёт как будто о простых людях. Вообще «Отель «Северный» — это очень простая история, без зауми и эстетства, вполне реалистическая, всем понятная… Но зритель, имеющий хоть малый духовный опыт (а у кого из нас он велик?), сможет разглядеть то, что скрыто под внешней оболочкой.

Итак, перед нами две пары духов: Пьер и Рене — и Эдмон и Раймонда (да, Раймонда, несомненно, тоже демоница, подобно Эдмону мечтавшая вернуться в Небеса, но в итоге свалившаяся в грязь). И та и другая пара заблудились на земле и ищут пути в горние обители. Первой паре это удаётся — их спасает слепая, беззаветная любовь; вторая пара терпит поражение, проваливаясь на дно ада, — их губит взаимное предательство. Вот, собственно, и вся история, которую хотел рассказать нам Карне в этом фильме.

Дивная, дивная легенда! От души советую вам посмотреть этот фильм. В Интернете найти его легко, только искать следует под названием «Северный отель». Приятного просмотра!

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая