Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

8 сентября 1941 года — начало блокады Ленинграда

ВСЁ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЁ ДЛЯ ПОБЕДЫ!

В 1944 году каждая епархия РПЦ прислала в Синод отчёты о своей деятельности и о сборах средств на военные нужды. Взносы общин составили около 200 миллионов рублей. Но среди этих документов будут особо выделяться отчёты религиозных организаций блокадного Ленинграда. Ленинградская епархия откликнулась на призыв помочь Отчизне в числе первых. Начиная с 22 июня 1941 года повседневной деятельностью священнослужителей соборов и церквей стала забота о мобилизации всех верующих города на всемерное участие в деле защиты Родины. В первую очередь Церковь призывала с оружием в руках отстоять независимость страны. Обращаясь к верующим Ленинграда и области, митрополит Алексий говорил: «Война — священное дело для тех, кто предпринимает её по необходимости, в защиту правды, Отечества. Берущие оружие в таком случае совершают подвиг правды и, приемля раны и страдания и полагая жизнь свою за однокровных своих, за Родину, идут вслед мучеников. Потому-то Церковь и благословляет эти подвиги и всё, что творит каждый русский человек для защиты своего Отечества».

Тысячи верующих ушли в те грозные дни из родного города выполнить долг чести и совести на полях сражений. Духовенство не только утешало оставшихся прихожан, но и вселяло в них непоколебимую веру в торжество правого дела. Амвоны ленинградских храмов превращались подчас в политические трибуны. Священнослужители в своих выступлениях развенчивали морально-политические основы фашизма, разоблачали пагубность фашистской идеологии. Горячий отклик в сердцах верующих находили молитвы о победе русского оружия. С надеждой и скорбью шли люди в храмы.

Но не одними молитвами и проповедями жила Церковь города в первые месяцы войны. Тревожные сводки с фронта стали дополнять живые свидетели неудач начальных сражений — нескончаемые потоки раненых, заполнивших городские больницы, а затем и переоборудованные под госпитали школы и государственные учреждения. Тепло и заботу раненым бойцам вместе со всеми жителями города несли верующие ленинградцы. В городской совет Красного Креста поступали десятки заявлений от религиозной общественности. Вот одно из них: «В минуту трудно переживаемых обстоятельств военного времени долг каждого гражданина — идти навстречу Отечеству, к облегчению разного рода затруднений. Этому учит нас и религия наша. Исполняя завет Христа о любви к ближнему, представители верующих — «двадцатка» Князь-Владимирского собора — выражает своё желание открыть в тылу лазарет для раненых и больных воинов. На оборудование и содержание лазарета «двадцатка» могла бы предоставить все имеющиеся у нас средства — свыше 700 000 рублей. В дальнейшем, если материальные условия доходности собора не изменятся, «двадцатка» принимает на себя решение, отказавшись решительно от всех расходов, кроме самых неотложных по содержанию собора, ежемесячно субсидировать лазарет в сумме тридцати тысяч рублей. Председатель «двадцатки» Куракин И. 24 июля 1941 г.».

Следует заметить, что к этому времени сбор средств на нужды войны уже получил широкое распространение среди приходских общин города. Всецерковный призыв «пожертвованиями содействовать нашим доблестным защитникам» Патриарший Местоблюститель Блаженнейший Митрополит Московский и Коломенский Сергий (впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси) огласил только 14 октября 1941 года. Но Николо-Морской, Князь-Владимирский и Спасо-Преображенский соборы, большеохтинская Никольская, Волковская и Серафимовская кладбищенские, коломяжская Димитровская, лесновская Троицкая, парголовская Спаса Нерукотворного Образа и лисинская Князь-Владимирская церкви начали сбор пожертвований в Фонд обороны страны и Красного Креста с 23 июня 1941 года. К концу 1941 года только Князь-Владимирский и Николо-Морской соборы собрали свыше 1 265 000 рублей.

Тревогами и лишениями наполнилась жизнь Ленинграда с сентября 1941 года. День ото дня в городе росла смертность. В октябре 1941 года было зарегистрировано 7,3 тысячи погибших, в ноябре — 11 тысяч, в декабре — 52,8 тысячи… «Город-морг» — так охарактеризовала Ленинград тех дней Лидия Чуковская. Да, угасали жизни, но не угасал патриотический огонь в сердцах верующих ленинградцев, поддерживаемый их вдохновителем, человеком несгибаемой воли и горячим борцом за победу правого дела, митрополитом Алексием (Симанским), который вместе с жителями Ленинграда разделил все тяготы и лишения 900 дней блокады.

Но не только в черте города противостояли фашистам верующие ленинградцы. С октября 1941 года в тылу противника действовала 2­я Ленинградская особая партизанская бригада разведотдела штаба Северо-Западного фронта. Её глубокий и дерзкий рейд по тылам врага признан первым по эффективности на советско-германском фронте. Вряд ли кто задумывался о том, были ли в этом соединении вместе с коммунистами и комсомольцами города и оккупированных пригородов верующие. А они были. Понимая исключительно важное значение народного сопротивления в тылу немецких войск, митрополит Алексий обратился к верующим партизанам и жителям оккупированных районов с призывом: «Продолжайте же, братия, подвизаться за веру, за свободу, за честь Родины; всеми мерами и мужчины, и женщины помогайте партизанам бороться против врагов, сами вступайте в ряды партизан, проявляйте себя как подлинно Божий, преданный совей Родине и своей вере народ…» Через штаб партизанского движения, руководимого секретарём обкома ВКП(б) М.Н.Никитиным, обращение митрополита Алексия в листовках было переправлено за линию фронта и распространено среди партизан и населения. Как тут не вспомнить Святейшего Патриарха Гермогена, даже из заточения призывавшего русский народ к борьбе (1611—1612) с польскими захватчиками, к освобождению от врагов земли Русской.

Голос Церкви из блокадного города услышали. О силе его воздействия свидетельствует письмо верующего бойца 2­й партизанской бригады А.Г.Голицына митрополиту Алексию: «…ставлю Вас в известность, что Ваш агитлисток, который Вы засылали в тыл врага к своим единоверным братьям, временно попавшим под немецкое рабство, я, как партизан, до прихода в Ленинград хранил. Ваш агитлисток сыграл немалую роль среди оккупированного населения в деле оказания помощи партизанам… Этот листок среди населения — как Божье письмо, и за него немецкие коменданты в своих приказах грозили смертной казнью, у кого он будет обнаружен».

Непоколебимая стойкость и активизация патриотического движения церковных общин осаждённого города приводила захватчиков в неистовую ярость. Иначе нельзя объяснить жестокую бомбардировку Ленинграда в пасхальную ночь 1942 года. Это им, безоружным верующим, в первую очередь предназначались те снаряды и бомбы. Били прицельно, старались пора­зить действующие храмы. В результате варварского обстрела пострадал Князь-Владимирский собор. Но не пострадала вера прихожан в правоту общенародного дела. В израненном, изголодавшемся городе продолжались сборы пожертвований. К середине второй блокадной зимы они составляли 3 190 543 рубля. На подарки бойцам ко Дню Красной армии 1943 года верующие Ленинграда передали ещё 539 200 рублей.

Немедленно откликнулись приходские общины Ленинградской епархии на призыв митрополита Сергия о всецерковном сборе средств на строительство танковой колонны имени блгв.князя Димитрия Донского. В феврале 1943 года владыка телеграфировал Сталину: «…епархия вносит на постройку колонны танков имени Димитрия Донского 500 000 рублей. Сбор средств продолжается». 5 января 1943 года Сталин передал благодарность русскому духовенству и верующим за заботу о бронетанковых силах Красной Армии.

Дай Бог, чтобы и на будущее время не оскудевала ревность и щедрость русских православных людей в деле стояния за Родину.

П.Кнышевский (с сокр.)

предыдущая    следующая