Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

11 сентября — день памяти жертв фашизма

«ВЕСЬМА СИЛЬНО НЕНАВИДЬТЕ ЗЛО»

Великим писателем был Лев Николаевич Толстой, но и великую гадость совершил он: сумел убедить обывателя в том, что «настоящее христианство» — это непротивление злу насилием, что «подлинный христианин» никогда не поднимет руку для удара — даже если надо защитить ребёнка от озверелого злодея, даже если твою родную мать тащат на расправу, даже если на Родину твою наступает безжалостный враг. С тех пор, сколько ни внушают людям, что толстовство — это вовсе не христианство, не православие, всё равно кто-то продолжает скулить: «Но ведь солдаты же убивают… Но ведь убийство — это же грех…»

…Дожили мы до такого времени, когда, говоря о жертвах фашизма, мы понимаем, что число этих жертв увеличилось и продолжает расти. Больше полувека твердили: «Это не должно повториться!» — а оно повторилось, да как ещё! И дело даже не в количестве новых жертв, а в непреклонном стремлении украинской банды увеличивать и увеличивать их число, дело в том, что за украинскими кровососами стоит ни много ни мало — весь Запад, тот самый Запад, которому нас долго — слишком долго! — учили бить поклоны.

Как ни горько это говорить, но сейчас, в День памяти жертв фашизма, не время — больше скажу: нельзя — говорить о тех, прежних жертвах, принесённых Гитлеру. Вспоминая сейчас те, давние жертвы (Царствие им Небесное, вечный покой!), мы словно бы предаём павших сегодня от той же фашистской руки. Мы словно бы говорим: «Вот тогда, в 40-е годы ХХ века, был фашизм, а сейчас его нет! Тогда были настоящие жертвы, а сегодняшние — убитые, замученные, опозоренные, осквернённые — ну, это просто неизбежные издержки исторического процесса!»

Нет, неправда. Как ни страшно это признавать, но фашизм жив и пользуется дружной поддержкой всего «цивилизованного сообщества». Как ни страшно, но жертвы фашизма множатся, и отрицая это, мы предаём память современных мучеников, мы добавляем новых сил фашистскому зверю.

Я бы очень не хотел приводить здесь примеры всевозможных мучений, которыми подвергаются на Украине и наши пленные воины, и все те, кто стоит против банды Зеленского. Процитирую только одно, достаточно мягкое свидетельство, найденное в Интернете:

«Колючая проволока, наблюдательные вышки, огневые точки. Отбитая у националистов база батальона «Айдар» снаружи мрачная, но самое ужасное — в подвалах. Здесь импровизированные камеры и пыточные. «Господь творит чудеса. Молись» — эту надпись сделал, скорее всего, кто-то, кто здесь содержался в нечеловеческих условиях. Буквально тряпки и солома здесь, в подвале на базе «Айдара». Через этот подвал за годы оккупации пропустили десятки людей. Выжили не все. «Бывшая база «Айдара». Эту территорию они переделали под концлагерь. Здесь были в заключении люди как гражданские, так и ополченцы. Они подвергались всевозможным пыткам. По словам местных жителей, в холодное время их даже обливали холодной водой», — рассказал один из военных ЛНР. Просто находиться здесь — уже пытка. Наблюдая за людьми через металлическую сетку, айдаровцы держали людей в жутких условиях, в нечеловеческих. При этом вся база усеяна националистическими плакатами, которые, по всей видимости, должны были поддерживать так называемый боевой дух. Везде — «Слава нации!», свастики…»

Да что перечислять эти ужасы: разве мало нам памяти об Одессе и об убитых детях в Донбассе? Да, действительно, и одесский костёр, и обстрелы мирного населения — это далеко не всё, чем может похвастаться украинское зверьё. Верное слово — «похвастаться», ибо они именно хвалятся своим садизмом. Готовясь к этому материалу, я посмотрел всего одно видео (а их много), на котором один такой «херой» напоказ пытал русского парня. Что я скажу об увиденном? Вот что: «....................!» Потом, когда ужас и ненависть понемногу отпустили меня, я вновь задумался о том, можно ли ненависть считать грехом?

Нет, в самом деле?

Но ведь и тем кровососом, тем «хероем», тоже двигала ненависть? Так чем же мы лучше его? Или ненависть — это не более чем оружие? И у вражеских солдат есть автоматы, и у наших тоже, — но это же не делает нас морально равными, одинаково правыми — или одинаково неправыми. Оружие — это только орудие в ратном труде, и ненависть — это тоже орудие, необходимое для боя.

Да, ненависть — это страсть, и злая страсть. Но можно ли воевать бесстрастно? Равнодушно пускать пули в сторону врага, со спокойным сердцем бежать в атаку?

Я не военный, но мне кажется, что равнодушно воевать можно, — да, можно. А вот побеждать равнодушно — нельзя! А нам непременно надо победить.

Вы только задумайтесь: ведь те, давние жертвы нацизма, гитлеризма — они же в конечном счёте стали победителями! Даже заморенные голодом ленинградцы, они же и жизнью, и смертью своей не дали врагу войти в город, не дали переломить положение на фронте в пользу противника. Истерзанная и повешенная Зоя Космодемьянская — разве она жертва? Она великая победительница! И те мирные люди, что гибли при бомбёжке, при обстрелах, в подожжённых карателями хатах, — они тоже победители, потому что народ в целом — победил, а они были частью нашего народа.

Народ победил — вот в чём дело. Он победил тогда, в 40-х, а сейчас, в 20-х, победа ещё не достигнута — и все павшие от рук фашистских украинских нелюдей, все они пока ещё только жертвы. Надо, чтобы они победили вместе с нами.

Но нельзя победить зло без ненависти ко злу.

Знаете, что сказал святитель Иоанн Златоуст, толкуя послания апостола Павла? Он вот что сказал:

— Апостол, очищая любовь, говорит: ненавидяще злаго. И он не сказал: удаляйтесь зла, но: ненавидьте его, и не просто ненавидьте, но весьма сильно ненавидьте. Так как многие, хотя и не делают зла, но имеют злые пожелания, то апостол и сказал: отвращайтесь с ненавистью. Он хочет, чтобы наши помышления были чисты и чтобы мы имели в отношении к пороку полную вражду, ненависть и войну.

«Ненависть в отношении к пороку» — сказал Златоуст. А разве фашизм — это уже не порок? И найдите такой сверхострый скальпель, чтобы отделить фашизм от фашистов. В бой не со скальпелем идут.

У Михаила Ивановича Шолохова есть такой документальный очерк «Наука ненависти». Он его написал в 1942 году, а потом этот очерк стал основой для его великого рассказа «Судьба человека». Хочу напоследок привести цитаты из «Науки ненависти»:

«В конце июля наша часть прибыла на фронт. В бой вступили двадцать седьмого рано утром… В этом же бою захватили мы группу, человек в пятнадцать, пленных. Помню, как сейчас; привели их, испуганных, бледных; бойцы мои к этому времени остыли от боя, и вот каждый из них тащит пленным всё, что может: кто — котелок щей, кто — табаку или папирос, кто — чаем угощает. По спинам их похлопывают, «камрадами» называют: за что, мол, воюете, камрады?..

А один боец-кадровик смотрел-смотрел на эту трогательную картину и говорит: «Слюни вы распустили с этими «друзьями». Здесь они все камрады, а вы бы посмотрели, что эти камрады делают там, за линией фронта, и как они с нашими ранеными и с мирным населением обращаются». Сказал, словно ушат холодной воды на нас вылил, и ушёл.

Вскоре перешли мы в наступление и тут действительно насмотрелись…»

И ещё: «…и воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются. Казалось бы, любовь и ненависть никак нельзя поставить рядышком; знаете, как это говорится: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань», — а вот у нас они впряжены и здорово тянут! Тяжко я ненавижу фашистов за всё, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощённые в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков. Извините, если это замысловато сказано, но я так думаю».

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая