Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

10 сентября — день памяти прп.Моисея Мурина (†405)

МРАКООБРАЗНЫЙ ЭФИОП

«Мракообразный эфиоп» — так называл сам себя великий древний старец из египетской пустыни, св.прп.Моисей Мурин. Почему он так себя называл? Ну, во-первых, потому, что он действительно был эфиопом и, следовательно, чернокожим — т.е. «мракообразным». А во-вторых… Но об этом позже.

Интересно будет исследовать и прозвище св.прп.Моисея. Что за слово такое — «мурин»? Это, собственно, обозначение расовой принадлежности — то же, что «чернокожий», «негр», «негроид». Но!.. В святоотеческой литературе муринами нередко называли… бесов! Так вот представьте себе святого, носящего прозвище Бес. Как такое возможно?

Возможно, — ибо прп.Моисей сам избрал такое для себя определение, чтобы вечно помнить о своих молодых годах, когда он был разбойником с большой дороги, грабителем и жестоким убийцей и лютовал в Африканских землях не хуже духа злобы поднебесной. В разных житиях преподобного вы найдёте немало рассказов о тогдашних его «подвигах», а вот о том, как именно этот злодей обратился к Богу, как возлюбил добродетель — об этом не говорится ни слова. Рассказ о его обращении предельно краток: «Однажды он раскаялся в своих злодеяниях и ушёл в монастырь».

Но мы­то с вами понимаем, что такие повороты судьбы не совершаются без великого посещения Божия. Мы помним и о поражении слепотой гонителя христиан Савла, перед тем как стать ему апостолом Павлом; и о вратах иерусалимского храма Воскресения Господня, незримо затворённых перед бесстыдной блудницей Марией Египетской… Надо думать, что и эфиопскому злодею было явлено что-то подобное, но вот что? Об этом он никогда никому не рассказывал. Хранил в тайне Божие посещение, хранил, как некую только ему принадлежащую драгоценность.

Современные православные люди мало знают житие прп.Моисея Мурина, а зря. Его духовный путь весьма поучителен, и много пользы получит всякий, кто решит изучить его как следует. Ибо от злодейства, от душегубства прп.Моисей отошёл сразу и навсегда, а вот другие грехи так просто от него не отстали… Например, блудная страсть. С нею он боролся долгие годы, боролся буквально до крови.

Поначалу он надеялся на собственную силу воли и на собственную молитву, но вскоре так изнемог в борьбе, что уже подумывал, не оставить ли ему монашество. Но прежде решил посоветоваться со старцем. Тот ему сказал:

— Не печалься, брат, — ты же новоначальный, вот бесы и думают, что тебя ещё можно повернуть к прежней жизни, вот и нападают на тебя. А ты их бей постом!

И Моисей принял на себя строжайший пост и сугубую молитву с постоянными коленопреклонениями. И что же? Тело его изнурялось до предела, но по-прежнему продолжало корчиться от злой страсти.

Он вновь пошёл к старцу — жаловаться на своё упорное тело. Старец вывел его из кельи и указал на запад. Моисей глянул туда и увидел множество бесов, готовящихся напасть на него. Тогда старец указал на восток. А на востоке стояло неисчислимое ангельское воинство, готовящееся защитить Моисея.

— Вот видишь! — сказал старец. — Защитников-то у тебя намного больше, чем врагов. Положись на их силу и ничего не бойся.

Моисей обрадовался, вернулся к себе и вновь ушёл в пост и молитву. И действительно, днём бесы стали отступать, — но ночью, во сне…

По совету старца Моисей перестал спать вовсе. Да, и такие подвиги были доступны некоторым великим душам… Шесть лет он вёл такую жизнь. Только и этот небывалый подвиг не принёс долгожданного плода.

Тогда Моисей рассудил так: «Что я всё о себе да о себе думаю — о своих бедах, о своих страданиях? Надо думать о ближнем, тогда и времени не останется на греховные помыслы». И он принялся по ночам носить воду для братии. Это же Африка, Египет, пустыня, принести воды здесь — немалый труд. А Моисей всю ночь таскал воду в самые отдалённые келии, к старикам и больным, которые не могли сами себя обеспечить…

И однажды ночью склонился он с кувшином к источнику воды, а тут бесы уронили ему на спину огромное дерево.

Утром нашли монахи полумёртвого Моисея, и старец так сказал несчастному:

— Что ж ты, Моисей, так надрываешься? Или хочешь вовсе жизни лишиться? Помни, что и в подвиге нужна мера.

Прохрипел ему в ответ Моисей:

— Не могу, отче, оставить подвиг, потому что не оставляют меня блудные видения.

Вздохнул старец, помолился, и вдруг Моисей почувствовал, что злая страсть разом оставила его. А старец сказал:

— Отныне помыслы уже не вернутся. Знай же, что такая тяжёлая плотская брань была попущена тебе ради того, чтобы ты не вообразил, будто бы одолел страсть своими собственными силами, чтобы не возгордился своими пощениями и подвигами и, возгордившись, не погиб.

Интересно было бы разобрать эту историю подробно. В самом деле, что же получается? Неужели напрасен был многолетний подвиг Моисея, если, оказывается, можно было — раз! — и тут же освободить его от страсти, без всякого с его стороны подвига? Более того: старец даже поругал Моисея за подвиг — дескать, не берись за то, что не по силам!

Нет, наверное, не напрасно преподобный истязал себя. Он своими трудами показывал Господу, что готов на что угодно, хоть на кровь, лишь бы не нарушить заповедь, лишь бы остаться верным. И вот за эту-то готовность, а вовсе не за сами по себе подвиги, он и был избавлен от страсти. Тут есть какая-то исключительная тонкость, которую трудно уловить: труды во славу Божию, если неумеренно им предаваться, могут и славу Божию заслонить, стать самоцелью. А цель-то вовсе не в трудах, а в том, чтобы трудами этими Бога славить. Бог — единственная наша цель, а средства хороши только до тех пор, пока позволяют этой цели достигнуть.

Но, с другой-то стороны, как ты достигнешь цели, если не будешь пользоваться подходящими средствами?

Вот такой пример приведу. Перед вами широкая река. Ваша цель — переплыть на тот берег. Вы оглядываетесь вокруг и видите большое бревно: вот оно, средство для достижения цели! В обычной жизни вы попросту ухватитесь за это бревно, пересечёте с его помощью реку, выскочите на берег и больше о бревне не вспомните. А в духовной жизни бывает так, что человек забывает о береге и только о бревне думает как о единственном своём спасении, и плывёт с ним по течению, и не понимает, что, пока не ступит на сушу, истинного спасения ему не видать. Бревно — это наши молитвы, наши посты, наши добрые дела…

Понять всё это и, главное, применить в духовной жизни — это исключительно трудная задача, это всё равно что по тонкому волосу пройти над пропастью.

Но люди проходят. У многих это получается. Вот у прп.Моисея Мурина получилось, и у тысяч наших православных подвижников тоже всё Божией милостью вышло. Дай Бог и нам тем же путём пройти благополучно!

Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ

предыдущая    следующая