Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Собор Архангела Михаила

ОНИ НЕСУТ НАМ СВЕТ В ПОДАРОК

СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК:

Надо помнить, что есть у нас Ангел Хранитель, и иметь к нему умное и сердечное обращение — и в обычном ходе жизни нашей, и тем паче когда она чем-либо возмущается; когда нет такого обращения, то Ангелу нет способа вразумить нас. Когда идёт кто к трясине, или пропасти, или реке, заткнув уши и закрыв глаза, что ты ему сделаешь и как поможешь? Кричать бы — у него уши заткнуты; знаком бы показать опасность — у него закрыты глаза. Так, когда нет у нас умного и сердечного обращения к Ангелу, — это то же, что мы, обратясь к нему задом, идём в опасность. Он и даёт нам предосторожность, но ум не видит и сердце не ощущает того. Вот и впадаем в беду или грех и заблуждение.

Скажешь: пусть за руку возьмёт и наведёт на путь правый. Верно, он так и готов делать, и ищет у тебя руки, чтоб взять за неё и руководить тебя. Но есть ли рука-то такая у тебя? Ведь не за эту телесную руку возьмёт он, хоть и сие бывает в особенных случаях, но за руку душевную, не телесную, как и сам бесплотен. Душевная же рука есть деятельная сила, направленная ко спасению и ревнующая о нём. Когда есть в душе ревность о спасении, непременно Ангел Господень возьмёт тебя за неё и будет руководить, а когда нет, за что ему взять тебя?

Опять скажешь: пусть самое желание спасения возбудит. И это он делает, и делает прежде всего и усерднее всего, ибо тут корень жизни духовной. У тех, кои имеют сие желание спасения, он его поддерживает и укрепляет, а у кого нет, всячески возбудить заботится. Но редко успевает по причине большого нестроения, качествующего в нерадивой душе. В такой душе всё в смятении — и мысли, и чувства, и намерения, — беспорядочный шум, как на базаре. Этот недостаток внутреннего мира и собранности, в какой мере есть у нас, в такой есть он — враг ангельскому на нас действию.

Когда спим, то есть не радеем о спасении и мятёмся во всякой суете, тогда Ангелу доступа к нам нет, а врагу-то всё и спод­ручно. Подходит он смело и влагает всякие дурные мысли и желания и научает всякому злу. Нерадивая душа принимает сии внушения, соглашается на них и при удобном случае приводит в исполнение. Чем дальше, тем хуже. А там и весь человек стал, как плевел посреди пшеницы, которого конец — пожжение.

Да не оскорбится душа ваша, что в светлый ангельский праздник навожу на такие мрачные мысли. Делаю сие затем, чтоб отвратить вас от мрака греха и обратить к свету ангелоподобного жития, чтоб, здесь в общении с ангелами поживши, все вы сподобились ангельского и на небе сопребывания и соблаженствования в Царствии Отца нашего Небесного.

СВ. ПРАВ. ИОАНН КРОНШТАДСКИЙ:

Святой Кирилл Александрийский говорит: если наша Земля, эта как бы одна точка между мирами, носит на себе такое бесчисленное множество людей и всяких существ, то во сколько раз больше имеет в себе обитателей невещественное Небо, великое и необъятное никаким умом?

Ангелы имеют духовную, невещественную, тонкую, бессмертную природу, свободную от всякой тли, но ограниченную, не такую, как Сам Господь, Дух — всюду сущий и единый, безначальный и всё наполняющий. Он привёл ангелов из небытия в бытие, словом Своим освятил и за непреклонность к злу утвердил их непадаемо Духом Святым (т.е. они уже не могут впасть в грех); природа их полна чудного, немерцающего света, святости, благости, красоты, премудрости, силы, бессмертия, пламенной любви к Творцу, и друг к другу, и к людям, коих спасению они радуются и желают иметь их своими вечными согражданами в стране вечного света и нетления, мира и радости.

Подивимся Божию всеблагому и премудрому Промыслу, безмерной благости Его, предназначившей нас к бесконечному сожительству и блаженству вместе с ангелами в нашем будущем отечестве и составившей одну Церковь из ангелов пресветлых и нетленных и человеков избранных и достойных. Какое не изобразимое никаким человеческим языком блаженство ждёт верных Богу христиан, если они до конца пребудут верными своему христианскому званию!

Священные боговдохновенные зрители тайн Божиих и ангельских видений — пророки и евангелисты — видели ангелов в таинственном видении дружественно обращающими лица свои друг к другу и согласно воспевающими Святую Троицу. Это научает и нас относиться друг к другу с горячей любовью и жить в единомыслии, служа усердно общему всех Творцу.

АРХИМАНДРИТ ИОАНН (КРЕСТЬЯНКИН):

На голове его шлем, в руке меч или копие. Под ногами поражённый им дракон. С кем и против кого воюет этот отважный предводитель?! Ангелы, подобно людям, сотворены со свободной волей. И вначале они могли злоупотребить этой свободой и впасть в грех. Что и произошло с Денницей. Он пожелал быть самостоятельным, не зависящим от Бога. Мир духовный поколебался, и часть ангелов последовала за ним. И вот в этот момент из той же ангельской среды выступает поборник славы Божией и защитник чести ангельского мира — Архистратиг Михаил. Он властно произносит: «Никто как Бог!» — обращаясь этим призывом ко всем ангелам. Этими дерзновенными словами он показал, что он знает Бога, признаёт только Его одного — Единого Бога, Творца и Властителя всей Вселенной. Денница свергнут с неба со всеми своими последователями. А Архангел Михаил утвердился как вождь всего ангельского мира, верного Богу. С тех пор в руках Архистратига Михаила меч, ибо сатана, свергнутый с неба, не перестаёт воевать против небожителей. Падшим ангелам пресечена возможность проникать в высшие области мироздания. И потому они всю злобу свою устремили на людей, и в первую очередь на всех верующих в Бога.

Может ли меч Архангела Михаила при таких обстоятельствах оставаться в бездействии? Конечно, нет! Архистратиг не перестаёт воевать с ангелами зла и тьмы, ограждая верных чад Божиих от их коварных происков. И борьба сия в высшей степени ожесточится перед концом мира.

Ангелы, оставшиеся верными своему Творцу и составившие воинство Архистратига Михаила, с течением времени настолько утвердились в добре, что грех для них сделался невозможным. Не потому, что они, имея свободную волю, не могут преступить воли Божией, а просто потому, что они не захотят этого делать, не захотят грешить. Обратите внимание, други мои, на эти слова. Не захотят грешить! Как это для нас с вами назидательно. Не захотеть грешить — значит получить возможность приблизиться к Богу и видеть Его, как видят Его Ангелы. Служить Ему и только Ему, исполняя Его повеления.

Слово «ангел» означает «вестник». Святые отцы Церкви называют их вторыми светами, как бы отблеском Божественного света. Они — светы вторые! Как это нам понять?! С чем сравнить, чтобы было доступно нашему уму? Находясь в непосредственной близи к Богу, Ангелы наполняются восхищением, Божиим величием, Его святостью, мудростью и величайшей любовью Творца Вселенной к Своей твари. Некий Божественный свет широкой рекой свободно льётся через них. Но не просто протекает через них, как по свободному жёлобу, и не задерживаясь истекает и пропадает. А льётся так, как льётся, искрясь и сияя, свет, когда он попадает на драгоценный камень. Дойдёт свет до его середины и оттуда отразится ответным сиянием, и распространяется, и, множась, бьёт во все стороны, преломляясь на гранях, окрашивается в изумительные цвета, озаряя, а порой и ослепляя своей красотой. В этом образ подлинной святости. Небесные Силы восприняли в себя свет Божий. Преломили его в себе и, отра­зив и раздробив на множество прекрасных лучей, распространили вокруг себя, отдав людям, способным к его восприятию. И вот в этом отражённом сиянии Божественного света, сиянии не уменьшённом, не потемнённом, но сиянии, приумноженном и радостотворном, приносящем жизнь, мы познаём Бога! Если бы не ангелы, мы никогда даже в малой, доступной человеку степени не могли бы ощущать и воспринимать Божественный свет. Сами мы не способны видеть и ощущать славу Божию — нам нужны посредники, которые так преобразуют ее, что она становится доступной и нам. И вот ангелы являются для нас этими посредниками.

предыдущая    следующая