Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

7 июня — День Святой Троицы

ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ — ПОЗНАНИЕ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий: «Прошло пятьдесят дней после Пасхи, и Господь, как и обещал, послал Духа Святого апостолам, чтобы ими уловить всю Вселенную. Этот день считается днём основания Святой Церкви. И мы сегодня пришли в храм, чтобы увидеть свет Истины, приять Духа Небесного, поклониться Живоначальной Троице и прославить Бога за все те милости, которые Он совершил для человечества. Мы теперь знаем, что без Духа Святого никто не может спасаться. Только те христиане, которые живут духовной жизнью, могут стяжать Царствие Небесное. Они становятся святыми у Бога, как в своё время апостолы, которые смело вышли на проповедь после Пятидесятницы. И проповедь апостолов производила неизгладимое впечатление на окружающих.

Конечно, израильский народ ждал Царя, ждал Мессию. Но вот приходит апостол Петр и говорит: «Мессию ждёте? Так вы же Его распяли!» Бога распяли! Для иудеев это был соблазн, для эллинов — безумие (см.1Кор.1,23). Вот такой, говорили апостолы, у вас Царь, хотите — верьте в Него, хотите — нет, но если не будете верить в Него, не спасётесь. И многие уверовали во Христа распятого и Воскресшего, свидетелями чего были апостолы.

С тех пор Церковь начала расти, увеличиваться. Сегодня, в XXI веке, мы должны также проповедовать Христа распятого и Воскресшего. Проповедовать мы должны своей жизнью, чтобы люди видели наши дела, через нас приходили к Богу и спасались. Какая ответственность лежит на христианах! Мы должны жить так, чтобы никого не соблазнить, не отвратить от Христа и от Церкви. Поэтому желаю всем, кто сегодня усердно молился, чтобы благодать Святого Духа никогда не покидала наши сердца, наоборот, возгревалась в нас, чтобы те дары, которые даёт нам Господь, мы приумножали».

8 июня — День Святого Духа

О ЖИЗНИ ДУХОВНОЙ

Возможно ли стяжать благодать Духа Святого в миру, а не в монастыре? Как сделать первый шаг на этом пути?

Не существует монашеской и мирской духовности. Духовная жизнь одна. Монаху, живущему в монастыре, даются идеальные предпосылки для стяжания благодати Святого Духа. Но и мирской человек, если он истинный член Церкви, может стяжать благодать. Святой Дух в миру не выходит на пенсию.

Чтобы стать по-настоящему духовным, человек должен осознать, что у него много недостатков, что он допускает множество ошибок, что соделал немало грехов. Должно исповедоваться, каяться. Духовный человек должен постоянно видеть и контролировать мысли своего сердца, свои расположения — с Богом ли они.

Однажды приехал на Святую Гору человек, который занимал видное место в обществе. Являясь крупным предпринимателем, он помогал многим людям. После беседы я предложил ему исповедаться. «Я никогда не исповедовался, потому что у меня нет грехов», — ответил он. И начал перечислять свои добродетели. Как его везде уважают и почитают. Аж умилился и прослезился от чувства, что он лучший человек в мире! Признаюсь, я очень огорчился. Когда настала моя очередь говорить (говорил же я специально строго), то сказал ему: «Ты знаешь на кого похож? На человека, у которого был инсульт и из-за одностороннего паралича половина тела ничего не чувствует. Такого человека можно и иглой продырявить — ничего не почувствует. Так же и ты болен бесчувствием, духовным бесчувствием». Мужчина смотрел на меня с недоумением: видно было, что в первый раз столкнулся с чем-то подобным. А я продолжал: «Ответь мне со всей искренностью, ты, который говоришь, что у тебя грехов нет: сколько абортов было сделано по твоей вине или с твоего молчаливого согласия?» Тогда он начал потеть, волноваться. После небольшого раздумья ответил, уже печальным тоном, что способствовал двенадцати абортам. Совершил двенадцать убийств — своих же детей! «Только этого достаточно для того, чтобы всю оставшуюся жизнь ты проводил в постоянном покаянии и смирении; вместо того чтобы рекламировать самого себя, ты должен был у Бога втайне выпрашивать милости», — сказал я ему. Эта беседа сильно внутренне изменила его, он всем сердцем принял услышанное. И сего­дня он продолжает свою деятельность, но имея уже другое мировоззрение, другое мировосприятие и настроение. Теперь он знает, что такое грех, что значит воцерковление, что значит молитва. Каждый день встаёт в половине шестого утра и целый час молится Иисусовой молитвой. Вечером читает малое повечерие с акафистом Божией Матери и ещё полчаса творит Иисусову молитву. Когда приезжает на Святую Гору и мы встречаемся, всегда плачет. Не сентиментально, не от депрессии, а от Божественной любви, которая горит в его сердце. Говорит: «Сколько лет я провёл в слепоте, в неведении! Давал милостыню и кичился этим, мне нравилось, когда мне хлопали в ладоши, хвалили, уважали. Но потом увидел, что изнутри я человек пустой, без духовного содержания, без духовного равновесия. Был движим страстями гордости, человекоугодия, но в то же самое время думал, что я лучший человек в мире».

Архимандрит Ефрем, игумен Священной и Честной Обители Ватопед, Афон

ПЛОД ДУХА: ЛЮБОВЬ, РАДОСТЬ, МИР

Чистое, просвещённое свыше око пустынных старцев видело мысли людей, прозирало в будущее, созерцало светлый мир добрых ангелов, проникало и в тёмный мир духов злобы. Примеров тому очень много. Мы укажем только несколько примеров на это из жизни прп.Серафима, саровского подвижника.

«Однажды является к нему за благословением в далёкий путь один гос­подин, который был очень добр, только о святых иконах ложно думал, полагая, что иконы одинаково имеют достоинство как чудотворные, так и не чудотворные. Отец Серафим, в первый раз видевший этого господина, благословил его и сказал: «Что, батюшка, моё грешное благословение? Проси помощи у Царицы Небесной, вот в тёплом у нас соборе есть икона «Живоносного Источника», отслужи ей молебен: ведь она чудотворная. Она тебе поможет». Потом с улыбкою продолжал: «Читал ли ты, батюшка, житие Иоанникия Великого? Я советую тебе прочитать. Это был очень добрый и хороший человек, да только сначала в иконах­то заблуждался, как и ты». После того ещё дал ему несколько наставлений.

Вот ещё случай: любимый им инок о.Иоанн, услышав от других, что о.Серафим бывает иногда в духовном восхищении и видит обители Небесные, пришёл к нему, чтобы узнать об этом от него обстоятельнее. Только что он хотел просить его, как в ту же минуту о.Серафим закрыл уста его своею рукою и сказал: «Огради себя молчанием». Потом начал ему говорить о пророках, апостолах, мучениках и других святых; потом несколько раз повторил ему: «Радость моя! молю тебя, стяжи мирный дух», — и затем сказал: «Вот я тебе скажу об убогом Серафиме; я усладился словом Господа Бога моего Иисуса Христа, где он говорит: в дому Отца Моего обители многи суть. На этих словах Христа Спасителя я, убогий, остановился и возжелал видеть те небесные обители. И молил Господа моего Иисуса Христа, чтобы он показал мне эти обители, и я был восхищен. А о той радости и сладости небесной, которую я вкушал, сказать тебе невозможно. За этими словами старец вдруг замолчал; глаза его закрылись; голова поникла вниз; лицо просветлело; на устах и на всём лице выражалась необыкновенная радость.

Такое таинственное молчание продолжалось около получаса. Потом старец Божий открыл глаза и с радостью сказал: «Ах, если бы ты знал, возлюбленнейший мой о.Иоанн, какая радость, какая сладость ожидает душу праведника на небе, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением. Если бы эта келья полна была червей и если бы эти черви ели плоть нашу во всю временную жизнь, то со всяким желанием надобно было бы на это согласиться, чтобы только не лишиться небесной радости».

Епископ Гермоген. «Минуты пастырского досуга»

предыдущая    следующая