Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Св.прп.Исаакий Далматский

НА ИМПЕРСКОЙ СТРАЖЕ

Просто удивительно, как мало жители нашего города знают о св.прп. Исаакии Далматском. Я уж не говорю о людях нецерковных, но и от нашего брата порою слышишь: «Исаакий Далматский? А кто это?..» — «А это тот самый святой, во имя которого назван самый большой храм нашего города — Исаакиевский собор!» — «А-а… Вот оно что… Ну-ну, постараюсь запомнить».

Неужели неинтересно узнать, почему сей державный колосс, самый главный собор в православной империи, был назван не в честь апостола Петра, не в честь св.блгв. Александра Невского, не в честь, наконец, самого почитаемого на Руси святого — Николая Чудотворца, а именно в честь скромного сирийского инока Исаакия? В чём смысл такого наименования — и простой исторический, и тайный, сокровенный?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно, прежде всего, знать, что основатель Северной столицы Пётр Великий почитал преподобного Исаакия как своего небесного покровителя — наравне с апостолом Петром. Дело в том, что день рождения императора приходился на день памяти этого святого. Свою столицу Пётр назвал именем первоверховного апостола, но и святому Исаакию воздал честь, устроив в новом городе небольшую, скромную церковь его имени.

На этом простые житейские объяснения заканчиваются, и если бы тот маленький, поставленный Петром храм так и оставался маленьким и скромным, то всё было бы ясно и просто. Но скромный храм вдруг начал «расти» — как бы помимо воли человеческой: его то и дело перестраивали, достраивали, и в конце концов в Петербурге появилась эта «гора святая», это чудо, это великолепие, это величие!..

Это не может не наводить на естественную мысль: значение св.прп. Исаакия Далматского и для Петербурга, и в целом для империи (а Россия всегда, при всех политических режимах не может не оставаться империей!), — это его значение нельзя недооценивать, нельзя его числить в ряду «просто святых». Знаю, что такое слово звучит не очень-то хорошо, но что греха таить: для каждого из нас есть «особые» святые и «все остальные» святые, которых мы, конечно же, почитаем — всех разом, — но никого из «общей массы» не выделяем. Так вот, святой преподобный Исаакий Далматский с высоты своего чудного собора ежедневно напоминает жителям города, что именно его заступничество перед Господом — за город и за державу — для нас существенно важно.

Почему это так? Ну прежде всего потому, что св.Исаакий — это, так сказать, имперский святой. Именно его молитвенными трудами, его исповедничеством Второй Рим был сдвинут с еретического пути и возвращён в лоно Православия. Дело в том, что в IV в. правивший Римом император Валент оказался арианином. Прослышав об этом, святой Исаакий покинул своё пустынное сирийское уединение и направился в Рим, чтобы образумить царственного еретика. Как раз в это время Валент собирался на войну против варваров — и тут к нему явился никому не известный монах в пропылённых долгой дорогой лохмотьях и с лицом, почерневшим от сирийского солнца. Явился и потребовал — именно потребовал! — чтобы кесарь открыл православные храмы и прекратил гонения. Император был уверен, что в преддверии войны у него есть более существенные заботы, и, чтобы показать монаху, как именно он его ценит, Валент приказал выбросить Исаакия живого в грязное зловонное болото — как некий мусор, как кухонные отбросы. И Исаакия туда и швырнули, но вышло так, что два ангела подняли святого из зловонной пучины и поставили посреди столицы. Святой вновь явился к императору и предрёк ему поражение в войне и гибель в пламени. Всё вышло по его слову. Тот, кого почитали мусором, явился подлинным управителем империи, а тот, кто считал себя главой державы, был сожжён, как мусор.

После Валента в Риме воцарился благоверный православный кесарь — Феодосий I, позднее названный Великим. И первое, что он сделал, воцарившись, — выпустил из темницы Исаакия и испросил у него благословения на царство.

Итак, святой Исаакий — это человек, повергающий во прах троны владык и поставляющий на власть угодных Богу правителей. Поистине, где и стоять его храму, как не в центре имперской столицы, каким и быть этому храму, как не поражающим величием и мощью!..

Думаю, вы и сами уже заметили удивительную историческую «рифму», объединяющую времена преподобного Исаакия и наши дни. Первым требованием сирийского монаха к нечестивому Валенту были слова о возвращении храмов Церкви Православной. С этим требованием он явился в Рим, это было то самое слово от Бога, которое он должен быть передать светской власти. Думаю, продолжать аналогию не надо: все мы прекрасно помним страсти, бушевавшие в городе совсем недавно.

Быть может, вы скажете, что не стоит вновь поднимать эту измучившую всех историю… Да я-то и не стал бы её поднимать, но есть опасение, что она может вновь подняться, уже без нашего участия, и обернуться тем же самым, чем обернулась она для царственного еретика Валента. Так или иначе, а имя св.прп. Исаакия Далматского — и в этом я глубоко убеждён! — должно чаще звучать в устах православных петербуржцев, ибо среди наших небесных заступников он не последний! Он гораздо ближе к нам, чем мы привыкли думать, он готов прийти на помощь, его молитва о граде святого Петра доходчива и действенна.

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая