Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Трезвая Россия

ПОД ПАРУСАМИ ТРЕЗВОСТИ

Прежде чем начать наш разговор, протоиерей Георгий Пименов раскрыл шкаф и достал оттуда… пластиковое ведро — обычное ведро средних размеров.

— Посмотрите, пожалуйста! Как вы думаете, чем этот предмет интересен? А дело тут в том, что такое ведро алкоголя — 12 литров! — выпивает за год в среднем каждый житель России. 12 литров чистого спирта! Если же пересчитать это на пиво, то выйдет уже 220 литров — каждому из нас! Но ведь это же ужасно! Мы просто убиваем себя! Вы взгляните ещё раз на это ведро и представьте себе: и молодой девушке, и маленькому мальчику, и старенькой старушке — каждому из них приготовлено в среднем такое ведро спирта. Куда же мы катимся?

Отец Георгий Пименов — наш постоянный автор и собеседник, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала, где когда-то, до революции, собиралось Санкт-Петербургское общество трезвости, созданное знаменитым питерским батюшкой Александром Рождественским. Сегодня в храме по-прежнему хранят традиции борьбы за трезвость. Отец Георгий рассказывает:

— Недавно у нас завершилось формирование нашего маленького музея. При о.Александре Рождественском он имел, конечно, куда большие масштабы: у общества трезвости была даже яхта с передвижным храмом, и эта яхта ходила по Неве, по Ладоге, по Онеге в те деревни, куда трудно добраться, и несла туда свет трезвой жизни. У нас, конечно, музей маленький, и это 12­литровое ведро — последний его экспонат.

— В вашем обществе есть те, кто уже совершенно завязал с алкоголем? Расскажите о них.

— Яркий пример — это семья, муж и жена, которая до принятия обета трезвости просто погибала. Они друг с другом много раз разводились, видеть друг друга не хотели, детей у них не было, спивались просто ужаснейшим образом. Подробности их жизни мне не хочется повторять, потому что они поистине ужасны… Как они вошли в ум — я просто не могу понять. Истинное чудо Божие! И оно случилось. Им обоим было уже за 40 лет, когда они приняли обет трезвости, а теперь оба нашли работу, у них двое детей, и дети эти — чада трезвости. И примеров таких много — тех людей, которые бросают алкоголь и поворачиваются к вере, к труду, к семье. Но тут нужен, что называется, трезвый рассол, трезвая среда. Если человек думает, что он сможет бросить в одиночку, — пусть не обманывается, не бросит. Нужна поддержка братьев и сестёр, которые либо сами бросили, либо молятся за своих пьющих близких.

— Вы принимаете в общество только прихожан вашего храма?

— Принимаем всех! По понедельникам мы читаем акафист «Неупиваемой Чаше», потом начинаются занятия в здании этой воскресной школы. Сначала чай, небольшая трапеза, потом слушаем свидетельства тех, кто может рассказать о собственном пути к трезвости. Слушать такие рассказы очень важно для человека, который сам трезвится: ведь обычно он стесняется говорить о своих падениях. Кому об этом расскажешь? Это стыдно. А здесь тебя никто не осудит: все такие же! И вот ты 20 лет пил, а год уже не пьёшь — значит, молодец! Расскажи, как ты себя чувствуешь, не срываешься ли, причащаешься ли? И получается такая Божеская милость: наши греховные пути, когда рассказываешь о них братьям-единомышленникам, становятся светом. Такое свидетельство трезвости — это первая часть занятий. Вторая часть — это евангельские чтения. Обычно повторяем Евангелие, читавшееся в храме в предыдущее воскресенье. Читаем его, молчим, обдумываем, а затем и обсуждаем — по большей части с позиций достижения трезвости. Вы знаете, ведь всё Евангелие можно прочесть под таким углом!.. Потом обсуждаем вопросы, которые возникают по ходу дела. Вот три части занятий. Но тут важно просто нашей атмосферой подышать, почувствовать общее стремление к трезвой жизни.

Недавно мы ездили в Троице-Сергиеву пустынь, куда отец Александр Рождественский водил стотысячные крестные ходы трезвенников. Сейчас, конечно, организовать такой крестный ход — это непосильная задача: придётся согласовывать маршрут с несколькими районами… Но, оказывается, туда ходит трамвай № 36 — мы его назвали «трамваем трезвости». И мы туда ещё не раз приедем на этом трамвае — пусть хотя бы в такой форме восстановятся крестные ходы отца Александра Рождественского. Всё-таки крестный ход — это радость, это общее движение, чувство братского плеча, сознание, что ты едешь в святое место. Крестный ход — это могучая сила.

— А бывает, что члены вашего общества срываются?

— Бывает, бывает. Но давший обет, он всё-таки вступает с Богом в некий союз, и когда этот союз нарушается, всё-таки душа у человека болит. Не хочется оставаться вне Бога, вне Его заботы… Такому человеку легче вернуться на путь трезвости, чем тому, кто ни в какой союз с Богом не вступал. Обет трезвости — это, с одной стороны, узда, а с другой стороны — крылья, поднимающие душу к небесам! А с третьей стороны, это бронежилет на душе человеческой.

— Что бы вы посоветовали читателям, которые захотят поступить в ваше общество?

— Да просто возьмите и поступайте! Просто приходите к нам, потому что трезвое содружество, трезвое братство — это то единственное, что может удержать на плаву. Человек сам по себе недолго продержится: нужна помощь Божия и помощь братьев. Все они в своё время тоже преодолели стыд, комплексы и пришли к нам. Потому что быть в таком обществе, как наше, — это всё равно что находиться за одним столом с Самим Христом.

— К вам приходят совсем не воцерковлённые?

— Приходят. Особенно если мамы воцерковлённые, а сыновья у них пока никакие. Но мы же здесь не семинаристов готовим! Трезвость — это не какая-то недостижимая добродетель, это просто необходимое условие жизни, просто способ остаться в живых. Наши товарищи здесь, в обществе, нашли этот способ — и готовы поделиться с каждым. Приходите к нам!

Вопросы задавал Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ

предыдущая    следующая