Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

19 января — Святое Богоявление, Крещение Господне

ТАЙНА КРЕЩЕНИЯ ЕСТЬ ДВЕРЬ БОЖИЕЙ БЛАГОДАТИ

Значимость праздника Богоявления трудно переоценить, верующие люди понимают, что без Крещения, без его защиты нам не выжить. «Тайна Крещения есть дверь Божией благодати. Если не крестимся, даже Кровь Сына Божия не спасёт нас», — писал свт.Димитрий Ростовский. Мы верим, что в богоявленскую ночь небеса над нами отверсты и Дух Святой ждёт нашей молитвы — искренней, горячей, полной надежды и доверия к Отцу нашему Небесному.

Как готовились к празднику наши предки? 18 января — в Крещенский сочельник — готовили кутью, которая называлась голодной, потому что считалось грехом взять в рот хотя бы крошку хлеба, пока воду не освятят. Вечером 18 числа направлялись на речку и вырубали во льду крест — «иордань». Зимы в России холодные, а уж о знаменитых крещенских морозах и говорить нечего, но это не останавливало верующих, желающих непременно окунуться с головой в крещенскую прорубь, и неизвестны случаи, когда бы человек в освящённой воде «иордани» простудился и заболел. Впрочем, смельчаков тут же растирают полотенцем, подносят горячий чай, ведут в специально разбитые палатки, где можно одеться во всё сухое.

А в это время в Израиле длинные вереницы автобусов подъезжают к древнему монастырю Иоанна Крестителя, который расположился в километре от того места, где крестился Спаситель. Паломники из разных стран собираются у монастырских стен и идут крестным ходом во главе с Иерусалимским Патриархом к Иордану. Казалось бы, пройти всего километр — невелик труд, но идти-то приходится по самой настоящей пустыне, по раскалённому песку, в жару. Лишь по берегам святой реки тянется узкая зелёная полоска деревьев и кустарников. А представьте, как это происходило в древности и во времена расцвета Византийской империи: из всех близлежащих храмов и монастырей ручейками крестных ходов устремлялся к Иордану верующий люд и священнослужители, чтобы прославить св.Иоанна, крестившего Сына Божиего.

Я как­то спросила одного батюшку: «Скажите, а было ощущение непривычности, нехватки чего-то? Ведь в России в январе зима, сугробы, трескучие крещенские морозы. И «иордань» у нас прорубают крестообразно во льду рек и озёр… А тут солнце палит, и у ног тёплые воды небольшой речушки». Глаза батюшки затуманились воспоминаниями, он будто бы вновь пережил те мгновения на Иордане, и ответил: «Да я не сравнивал… Зачем, если я находился на том самом месте, где св.Иоанн крестил Самого Господа нашего Иисуса Христа?! Меня переполняло чувство благодарности к Богу, что вот я здесь… Я был духовно и молитвенно полностью погружён в происходящее. Исчезло время, прошедшие века… осталось самое главное: Сын Божий пришёл в наш мир, безгрешный Господь взял на Себя покаяние за все наши грехи. Меня переполняла любовь к Спасителю. И было чувство молитвенного единения всех, кто стоял на берегу». Как писал прп.Ефрем Сирин, «пришёл Господь и ту славу и свет, какие погубил Адам преступлением заповеди, возвратил ему Крещением».

А как проходит этот праздник в братской Сербии? Есть у сербов замечательная традиция — плавание на Крещение Господне за Честным крестом. Не только молодые смельчаки, но в некоторых епархиях и священники принимают участие в заплыве. Армия, полиция, спортивные клубы также постоянные участники крещенских заплывов. Словом, к рекам, озёрам и искусственным водоёмам в этот день стекается множество народу. После того как в храме совершится Великое освящение воды, паства во главе с архиереем или священником направляется к выбранному водоёму. На берегу служится молебен, затем на середину водоёма выплывает лодка, и священнослужитель опускает на воду украшенный цветами символ нашего спасения, а участники заплыва стремятся первыми доплыть до креста. В заплыве могут принять участие и женщины. Надобно отметить, что сербы относятся к сему действу с большим благоговением…

Особенность праздника Богоявления Господня в церковном богослужении составляют два великих водоосвящения. Одно из них совершается накануне праздника, или в сочельник, по окончании богослужения — в воспоминание древнего обычая, по которому в это время крестили оглашенных, или новообращённых, из иудеев и язычников. Второе водоосвящение совершается торжественно с крестным ходом в самый день Богоявления после литургии, на реках или других источниках (даже при колодцах) — в воспоминание Крещения Спасителя от Иоанна на Иордане.

Иные думают, что вот совершились литургия, освящение воды в Крещение — и везде вода тут же стала святой, даже та, что течёт дома из крана. Это суеверие. Чтобы вода стала святой, мало открыть дома кран в крещенскую ночь, — нужен подвиг. Какой? Наше присутствие на службе в храме, соборная молитва. Православный священник с песнопениями: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, троическое явися поклонение…» должен погрузить в воду крест с изображением распятия Христова. Освящая в праздник Крещения Господня воду, мы свидетельствуем великую истину о всепроникающем и спасительном присутствии Божественной энергии в физической природе нашего мира. Когда освящаются любые воды, в том числе и в Таинстве Крещения, они становятся иорданскими, мистически соединяясь с теми иорданскими водами, в которые погрузился Христос две тысячи лет назад. Просто мы с вами своё время проживаем сейчас, а Христос — вне времени по Божеству.

Святая богоявленская вода, по свидетельству свт.Иоанна Златоуста, «никогда не портится в домах верующих и берегущих её как святыню, с уважением». И не нужно набирать богоявленскую воду в больших количествах. Ибо богоявленская вода по мере её умаления может быть разбавлена простой чистой водой или же водой, освящённой в храме в другое время. Благодатная сила её от этого не теряется.

Но как поступать с прошлогодней святой водой? В церковных книгах прямого ответа на это нет. Священники советуют: если богоявленская вода не используется в течение года полностью, остаток следует вылить в колодец, в реку или в цветы. Туда, где не допускается попрание или осквернение.

Подготовила Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая