Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Святая Земля и мы

ИЕРУСАЛИМСКИЕ УРОКИ

Среди прочих выступлений на Зимней православной выставке посетителям запомнилась встреча с известным петербургским богословом иеромонахом Кириллом Зинковским. В этот раз он рассказывал собравшимся о Святой Земле, об Иерусалиме и о том, какие уроки могут почерпнуть современные православные из истории Иерусалимской Православной Церкви. Вот отрывки из выступления отца Кирилла.

— Иерусалим… Отсюда шагнула в мир православная христианская Церковь. Я думаю, многие слышали такое мнение: Иерусалим является матерью всех Церквей… Прежде всего, конечно, имеются в виду православные Церкви. Да, конечно, здесь проходила земная жизнь Спасителя, здесь Он призвал апостолов, здесь жила первая христианская община, и здесь произошло сошествие Духа Святого, что является началом бытия нашей Церкви.

И здесь же проходил и первый христианский Собор. Мы знаем, что Церковь наша называется Соборной, — этот термин, конечно, очень широкий, но он указывает в том числе и на то, что высшим органом правления, утверждения учения и утверждения практики у нас являются Соборы. И первый Собор, Апостольский Собор, произошёл здесь, в Иерусалиме, в 49 году от Р.Х., когда здесь решался вопрос, как быть с теми христианами, которые до крещения были язычниками. На этом Соборе как раз и было принято решение не предъявлять к бывшим язычникам требования обязательного обрезания. Для христиан из иудеев это было достаточно трудное решение: для них обрезание являлось основой основ… Это потом отцы Церкви укажут, что ветхозаветное обрезание было лишь прообразом крещения, и потому не надо бывших язычников подвергать этому ветхозаветному обряду. И всё же принять мысль, что одного крещения достаточно, христианам из иудеев было психологически довольно сложно. Но Иерусалимский Собор принял чёткое решение, а председательствовал на этом Соборе апостол Иаков, который называется братом Господним и который был первым епископом Иерусалимским.

Надо сказать, что этот первый христианский Собор имеет некую — весьма интересную и важную! — проекцию в современность. Священное Писание говорит, что решение на нём, несмотря на всю его сложность, было принято единогласно. Вначале были споры: в частности, апостол Пётр не сразу принял эту мысль, — но, тем не менее, решение было единогласное.

Теперь взглянем на современность. Всего несколько лет назад, когда в РПЦ возник вопрос, участвовать ли нашей Церкви в Критском соборе 2014 года или не участвовать, то среди разных споров был вопрос и о том, как будут приниматься решения — единогласно или по числу голосов. Из истории Церкви мы видим, что участники самого первого Собора, Иерусалимского, считали, что лишь тогда, когда все епископы, все священнослужители, все миряне придут к единомыслию, — только тогда! — решение можно считать вдохновлённым Духом Святым. С практической точки зрения добиться единогласия достаточно сложно, тут требуется серьёзная работа. Гораздо проще сказать: «Давайте решать большинством голосов. А вдруг всего лишь один участник не согласится —
и что же? Мы все будем его уговаривать?» Но пример Апостольского Собора говорит, что не нужно жалеть усилий для достижения единогласия: с молитвой, отринув все человеческие, психологические осложнения, какими бы серьёзными они ни были. Смотрите: 49 год, большая часть христианской общины в Иерусалиме — это христиане из иудеев! Христиан из язычников было тогда очень мало. И если бы вопрос был поставлен на голосование, то большая часть народа, скорее всего, склонилась бы известно к какому решению. Но апостолы не были популистами и не желали подыгрывать общественному мнению.

А на Крите вопросы решались голосованием. Вот потому-то перед Собором наш Патриарх ставил непременное условие: календарь не должен обсуждаться! Ведь мы знаем, что большинство Церквей перешли на новый календарь, — ясно, за что они проголосовали бы. И если бы мы прибыли на Крит, то были бы обязаны подчиниться решению большинства, и для нас это стало бы страшной катастрофой. Вот как всё сложно.

Но вернёмся к первым векам Иерусалимской Церкви. Где-то около 63—64 годов иерусалимским христианам было удивительное откровение через ангела о том, что вскоре исполнится пророчество Господа Иисуса Христа и Иерусалим будет уничтожен и что христианам нужно оставить этот город. Всей своей общиной они ушли в Иорданскую долину, и, как мы знаем, в 70 году город был полностью уничтожен Титом Флавием и храм Соломонов был разрушен.

Хочу в этой связи рассказать историю, происшедшую со мной и моим братом о.Мефодием. Когда мы с ним были ещё студентами Санкт-Петербургской Духовной Академии, у нас появилась возможность совершить однодневное паломничество в Иерусалим. И мы решили, что хорошо бы нам в этот единственный день на Святой Земле прочесть одно из Евангелий. Чтобы успеть, выбрали мы Евангелие от Марка, потому что оно самое короткое, и решили читать его всякий раз, как выпадет свободная минутка.

Экскурсоводом в нашей группе была совершенно не подготовленная, не православная женщина, эмигрантка из СССР, которая по-русски-то говорила хорошо, но ничего не понимала в религии. В голове у неё была жуткая каша из суе­верий и всевозможных нелепостей. Мы пытались всякий раз её поправлять, но она была очень самоуверенной и, в частности, убедила весь автобус, что надо идти к Стене Плача. Мы говорим ей: «По крайней мере, дайте нам высказать своё мнение: мы же представители Русской Церкви… Стена Плача — это никакая не святыня для христиан. На этом храме исполнилось пророчество Спасителя. Теперь там плачут иудеи, мечтающие о восстановлении храма Соломона. А у нас есть пророчество святых отцов, что когда храм будет восстановлен, там будет коронован антихрист». Но никто нас не послушал, все туристы послушно, как овечки, пошли за этой женщиной к Стене Плача. Тогда мы сказали себе: «А мы не пойдём, мы продолжим читать Евангелие». И представьте себе: именно на этот момент нам выпал такой отрывок: «…и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (Мф.24,1—2).

Особая веха в истории Церкви — 250 год: по всей Римской империи начинаются гонения на христиан. Но вот что особенно нехорошо: в первую половину III века, в пору затишья, христиане расслабились духовно, и когда пришли гонения, многие оказались не готовы пострадать за Христа. Те, кто явно отрёкся от веры или попытался хитростью уйти от мучений, среди христиан назвались падшими. Таких оказалось довольно много. И вот собрался Собор в Антиохии — городе недалеко от Иерусалима, — чтобы решить, какие покаянные епитимии надо давать тем, кто отпал, но всё-таки кается. Строго относились к этому греху первые христиане: епитимии давались на длинные сроки, а заключались они в отлучении от Христовых Таин. Кому-то давалось 10 лет, кому-то больше отлучения от церковного общения. Многие даже получали благословение причаститься только перед смертью. Сейчас такие сроки мы не назначаем… Спорят об этом, конечно. Есть история о знаменитом современном афонском старце Паисии. Когда к нему с таким вопросом приехали священники Греческой Церкви, они были убеждены, что этот подвижник, великий аскет, одобрит длинные епитимьи. Но старец Паисий их не одобрил! И тогда гости сказали ему: «Отче Паисие, но ты же не выше Василия Великого и других святителей древней Церкви, которые соборно утвердили длинные сроки епитимий!» Старец Паисий был в затруднении: он не считал себя выше святых отцов древности… И он сказал так: «Давайте, отцы, помолимся, пускай нам Бог откроет, что будет правильно. Здесь в кустах сидит змея…» А гости её и не видели — и здесь прозорливость старца Паисия явилась! «Мы сейчас помолимся, чтобы она выползла. Если правы вы, пусть она повернётся в вашу сторону, а если я — то ко мне». Эти отцы, хоть и были очень благочестивы, но такого дерзновения не имели. Однако они помолились. И, конечно, не по их молитве, а по молитве старца она повернулась в его сторону.

И этот пример отрицает древнюю практику иерусалимских подвижников, но говорит нам следующее: «Помните, что, хотя, по немощи нашей, нас не наказывают слишком строго, но нужно знать о суждении святых отцов древности и понимать, чего на самом деле заслуживают наши грехи!»

предыдущая    следующая