Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Командировка души

КЕНТАВРЫ ЖИВУТ В РУТЕНИИ

Своенравная сельская дорога сделала последний поворот, и перед нами, как в сказке, вырос терем-теремок — детская конная академия «Рутения». Мы с редактором газеты «Православный Санкт-Петербург» Ильёй Раковым, подойдя к крыльцу, не сдержали улыбки. Над крыльцом красовалась надпись: «Вытирайте ноги, лапы и копыта». Тщательно вытерев о половичок свои… ноги, ступили внутрь. Аромат кофе, свежей выпечки и еле уловимый чудный запах лошадей окутал с головой. Пока хозяин чудесного терема отсутствовал, нас встретили настоятель Варваринского храма в Рахье о.Олег Патрикеев и м.Наталья.

— Почему «Рутения»? — был первый мой вопрос м.Наталье.

— Рутения (от лат. Ruthenia) — одно из средневековых латинских названий Руси, наравне с Russia, Ruscia, Roxolania и другими, — пояснила м.Наталья. — К тому же в таблице Менделеева есть элемент рутений, названный так в честь Рутении-Руси, как, например, полоний назван в честь Польши.

В ходе разговора выяснилось, что «Рутения» — это не только школа верховой езды. «Рутения», как слоёный пирог, состоит из собственно манежа, где дети учатся верховой езде, к нему примыкает кафе венгерской домашней кухни «Паприка», верёвочный городок, контактный мини-зоопарк, детский сад и… православная школа начальных классов на втором этаже, с трапезной на первом.

Родители, сидя за чашечкой чая, могут наблюдать за детьми, которые обучаются верховой езде, потому как окна кафе — огромные, от пола до потолка, — глядят прямо на крытый манеж. И тут я ахнула: на песке манежа, вытянув все четыре ноги, лежала лошадь. Вокруг неё не спеша двигались другие лошади, бережно неся на себе маленьких всадников. «Господи, неужели умерла, или её так загоняли, что она свалилась от усталости?» Матушка Наталья улыбнулась: «Ну что вы! Лошадь просто отдыхает. Ей здесь спокойно и безопасно, поэтому она и может позволить себе всласть поваляться на песочке. Если бы лошадей здесь обижали, она бы не лежала, так вольготно раскинувшись». Тут дверь, ведущая на манеж, открылась, и вошёл мальчик лет пяти. Лошадь покосилась на него тёмно-вишнёвым глазом, шевельнула ушами и легко вскочила на ноги. Похоже, они — мальчик и лошадь — давно были знакомы. И увидев юного наездника, лошадь, видимо, сказала себе: «Хватит валяться, работать пора». Мальчика встретила инструктор верховой езды, помогла сесть на лошадь, такую большую по сравнению с ним.

— Мы обучаем классической верховой езде детей от двух лет по методике известного венгерского тренера Габора Почика, разработавшего программу подготовки уверенного всадника. — К нам подсел директор «Рутении» Илья Михайлович ОСТАП. — Габор приезжал сюда, когда строительство комплекса было в разгаре, и дал несколько ценных советов. У нас лошади — в «Рутении» табун из 20 лошадей разных пород — специально подготовлены для занятий с детьми. И конечно, ребята занимаются под присмотром квалифицированных инструкторов верховой езды. Хотя, как сказано в книге «Конь и его мальчик» Клайва С.Льюиса, «никто не научит ездить верхом лучше, чем сама лошадь».

— Как это — сама лошадь?..

— Понимаете, мы не просто так стали работать именно с лошадьми. Лошади и дельфины — животные, к которым у детей сразу возникает симпатия и доверие. Но с дельфинами в нашем северном регионе работать сложно, поэтому выбор пал на лошадей. К тому же лошади, как и дельфины, — эмпаты. Эмпатия — это повышенная восприимчивость, т.е. вам не обязательно видеть движения или слышать слова человека. Вы сердцем чувствуете то, что у него творится в душе, вам понятны его эмоции, вы как будто находитесь на его месте и воспринимаете мир его чувствами. Конечно, у лошадей чувства и эмоции отличны от человеческих, но очень похожи… Я считаю, что лошади можно доверить даже двухлетнего ребёнка, и она его не обидит. Для самых маленьких и робких у нас есть три добрых, послушных пони.

— А сама лошадь может обидеться на что-то?

— Лошадь запомнит человека, который причинил ей какой-либо вред. Лошади не злопамятны, но будут избегать обидчика. 

— А если человек, наоборот, слишком робкий?

— О, лошадь моментально это поймёт и определит ваш статус ниже своего. И обязательно даст вам почувствовать, что она главнее. И в табуне у лошадей царит строгая иерархия.

Лошади не важно, кто вы — директор или уборщица, богатый или бедный. Для неё важно, добрый вы человек или вас следует остерегаться. Лошадь легко считывает ваше настроение: веселы вы, напуганы, раздражены или обезпокоены чем-то. И реагирует соответственно: с удовольствием общается и несёт на себе друга, но не подпускает к себе злого или нервного человека.

— Что общение с лошадьми даёт ребёнку?

— Ребёнок, кроме навыков верховой езды, учится контролировать свои эмоции. Он быстро усваивает, что к лошади нельзя подходить в состоянии нервного возбуждения. Общение с лошадьми невольно заставляет его вырабатывать в себе доброжелательность, спокойствие… чего сейчас не хватает всем нам. К тому же верховая езда, слияние с живым разумным существом — это то, чего также не хватает нашим детям. Они же привыкли совсем к другим играм, компьютерным, где нажал на кнопочку — и сразу происходит какое-то действие и ты сразу переходишь на новый уровень. Другими словами, они учатся жизни без усилий. С живыми существами всё иначе. Дружбу и доверие лошади надо ещё завоевать. Это требует терпения и времени. А современные дети не умеют ждать, не умеют терпеть. Общение с лошадью учит всему этому.

— У одной моей знакомой очень сложный ребёнок. Ему 11 лет; он неуравновешенный, не может сосредоточиться, характер взрывной. Она повела его в храм. Священник сказал: «Да он у вас одержимый, его надо отчитывать». А может быть, мальчика просто привести в «Рутению», пусть пообщается с лошадьми?

— Можно попробовать. Но предварительно сводить в храм, пусть причастится. А потом объяснить, как нужно общаться с лошадьми, иначе лошадь его просто к себе не подпустит… К нам привозят детей с аутизмом, ДЦП, и они прекрасно ладят с лошадьми.

— Не представляю, как ребёнок с ДЦП может ездить верхом, — у него ведь мышцы окаменелые, сведены судорогой, скрючены…

— Конечно, это не происходит так, что сел и поскакал. Но у человека, едущего верхом на лошади, работает около ста (!) мыщц. У лошади особый шаг, и человек, прикованный к инвалидному креслу, сев верхом на лошадь и приспособившись к её размеренному шагу, наконец-то понимает, что такое ходить. Одновременно происходит разминка мышц ног, рук, спины. Лошадь идеально подходит человеку, недаром древние греки придумали такое существо — кентавра, где лошадь и человек слиты воедино. Человек, умеющий правильно ездить на лошади, любящий лошадей, действительно сливается с нею, будто существо единое.

— Окна коридора, куда на перемену высыпают ученики православной начальной школы, опять же выходят на манеж. Видимо, чтобы, глядя на лошадей, дети умиротворялись и были готовы к восприятию нового урока. Но почему школа именно православная?

— Сейчас мир такой, что на детей льётся много негатива и на улице, и из телевизоров и Интернета… Обычные школы не справляются с этим мутным потоком. Но мы все хотим, чтобы наши дети росли умными, добрыми, порядочными людьми и получили крепкие знания. Поэтому с благословения священноначалия — к нам приезжал благочинный Всеволожского округа Выборгской епархии протоиерей Роман Гуцу — и под духовным окормлением о.Олега Патрикеева мы решили организовать православную школу в соответствии с русскими традициями. Сейчас у нас работают начальные классы (и один средний класс) по программе РКШ. Со временем, возможно, школа станет среднеобразовательной, где будут преподаваться все предметы — физика, химия, астрономия, литература, алгебра… Но нужны педагоги, которые не только хорошо знают свой предмет, но и являются православными христианами. Мы стараемся приблизить обучение в нашей школе к дореволюционным гимназическим программам. Пользуемся учебниками, составленными по учебным пособиям К.Д.Ушинского.

Приходите к нам — обучать и обучаться. «Рутения» ждёт.

Адрес: Ленобласть, г.Всеволожск, Мельничный Ручей, Пушкинский пер., д.7 (поворот у Пушкинской ул., д.128). Тел. +7 (904) 510­38­88.

Побывала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая