Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

19 января — праздник Богоявления

ЗА БЛАГОДАТЬЮ — В ПРОРУБЬ?

Несколько вопросов о празднике Крещения Господня

— Когда возник чин Великого водоосвящения?

— Точно это неизвестно, но уже свт.Иоанн Златоуст в 387 году говорил: «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своём не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповреждённой и свежей».

— Что говорят о крещенской воде наши святые отцы?

— Преподобный Серафим Саровский после исповеди всегда давал паломникам испить крещенской воды. Преподобный Амвросий Оптинский послал бутылку со святой водой смертельно больному — и неизлечимая болезнь, к изумлению врачей, отошла. Преподобный Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу крещенской водой, которая, по его словам, «сама всё освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, вырицкий старец благословлял принимать по столовой ложке освящённой воды через каждый час: он говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освящённое масло, нет. А известный подвижник XX столетия преподобный Кукша Одесский советовал все новые вещи и продукты освящать святой водой, перед сном окроплять келию (комнату). Утром, выходя из дома, он всегда окроплял себя святой водой. «Вся благодать, идущая от Бога через св.крест, святые иконы, святую воду, мощи, освящённый хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, — пишет святитель Феофан Затворник, — имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасёт, она не действует автоматически, как талисман, и безполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».

— Для чего нельзя использовать святую воду?

— Для греха, для всевозможных греховных действий: для гаданий, приворотов и т.п. Кстати, популярные в народе омовения изначально совершались именно теми, кто таким образом стремился омыться от греха чародейства, который, увы, многие совершали в Святки…

Нельзя поддерживать связанные со святой водой суеверия (о том, что для большей благодати надо набрать воды из трёх храмов, о том, что в Навечерие Богоявления вода более святая, чем в сам праздник, и наоборот). Нельзя грубо расталкивать братьев и сестёр, пришедших за водой в храм.

Разумеется, не следует относиться к крещенской воде без благоговения. Если вода всё-таки зацвела или как-то иначе испортилась, выливать её следует в непопираемое место.

— Можно ли разбавлять крещенскую воду?

— Часто приходится наблюдать неприятную картину: люди приходят в храм за водой с охапкой огромных канистр, только что не с вёдрами. Как результат — столпотворение возле бочек и чаш, огромные очереди, всеобщее раздражение… Между тем крещенская вода в таком огромном количестве не нужна. Подобно тому, как во всей Чаше пребывает весь Христос и для Причащения Ему достаточно одной капли вина и одной крошки хлеба, под видом которых нам подаются Его Кровь и Тело, в одной капле крещенской воды содержится вся благодать явившегося Господа. Существует благочестивая традиция «правильного» разбавления агиасмы. Над ёмкостью с обычной водой читают или поют Крещенские песнопения (тропарь, кондак, величание) или любую известную молитву ко Господу. После этого вливают немного крещенской воды: крестообразно, с молитвой «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

— Какие крещенские обычаи существуют в других православных странах?

— В Болгарии, Македонии и Греции после освящения воды верующие крестным ходом, с хоругвями, идут к водоёму. Там же существует обычай бросать деревянный крест в воду и после этого нырять за ним. Выловить крест из воды считается почётным. Народ в Болгарии называет Крещение Господне Йордановден, а в Македонии — Водицы.

— Что можно сказать о русском обычае купания в иордани?

— Во-первых, купание в иордани не таинство, не церковный обряд и даже не благочестивая традиция. Это просто народный обычай, которому каждый волен следовать или не следовать. Размышляя, купаться или не купаться в иордани, прислушайтесь прежде всего к мнению врачей. А врачи говорят, что такое купание может быть опасным! Возможны сердечный приступ из-за спазма сосудов, судороги, быстрое развитие пневмонии, простатита. Поэтому людям со слабым сердцем или лёгочными заболеваниями (особенно астмой) ни в коем случае нельзя погружаться в холодную воду. Если артериальное давление повышено, при купании в ледяной воде возрастает риск спазма сосудов и даже микроинсульта, а если низкое — судороги и опасность потери сознания в воде. Если вы всё-таки решились купаться, не пейте ни капли спиртного перед тем, как лезть в ледяную воду: алкоголь только усилит переохлаждение и даст лишнюю нагрузку на сердце. Охлаждайтесь постепенно: сначала снимите верхнюю одежду, через несколько минут — обувь, затем разденьтесь по пояс и только потом заходите в воду. Кстати, перед купанием хорошо бы растереть тело любым жирным кремом или оливковым маслом. Сидите в воде не дольше 1—2 минут. Когда вылезете, разотритесь махровым полотенцем и поспешите в тёплое помещение, где уже можно пропустить рюмочку коньяка или бокал подогретого вина.

Епископ Домодедовский Евтихий (Курочкин) говорит: «Хочешь быть последователем Христа — не рискуй ни жизнью, ни здоровьем тогда, когда для риска нет высшей цели служения другим. Противоречит Евангелию и ссылка на то, что благодатная сила освящённой воды «не даст случиться ничему плохому». Следовать подобному утверждению равнозначно тому, чтобы требовать от Бога чуда».

А главное, помните: исповедь и Причастие на праздник будут несравненно полезнее любого купания — и для тела, и для души.

предыдущая    следующая