Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

19 октября — память св.апостола Фомы

АПОСТОЛ ФОМА И РУССКИЙ МОНАХ

Свт.Иоанн Златоуст сказал удивительные слова о евангельском служении апостола Фомы: «Фома, по благости Божией, был мужественнее, ревностнее и неутомимее других апостолов; так, он обошёл со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам свирепым, диким и кровожадным». Действительно, Церковное Предание повествует, что ап.Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии, Индии. О «христианах апостола Фомы» рассказывает священник храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала Георгий ПИМЕНОВ.

— Апостолом Фомой была основана христианская церковь на юге Индии, которая в силу своей территориальной оторванности от Вселенского Православия перешла в ХVII веке в монофизитский Антиохийский Патриархат. Ныне она именуется Сирийской Маланкарской Ортодоксальной церковью. Потомки древних христиан Индии до сих пор называют себя христианами ап.Фомы и крепко придерживаются устного предания о своих апостольских корнях.

— В Индии ап.Фому считают также покровителем каменотёсов и архитекторов. Почему?

— А об этом в «Деяниях Апостола Фомы» есть замечательный рассказ. Христос явился Фоме в видении и велел отправиться к индийскому царю Гондоферу, который ищет искусного зодчего, чтобы построить дворец. Фома отправился к царю, начертил план здания из 12 помещений, двери которых были ориентированы на восток, к свету, а окна — на запад, в страну мёртвых. Царю дворец понравился, и он выдал Фоме деньги на его строительство. Апостол раздал деньги бедным, а жителей города обратил в христианскую веру. Разгневанному царю Фома сообщил, что тот не увидит дворца до тех пор, пока не умрёт, ибо царственный дом находится в раю. Тем временем чудесным образом воскрес умерший ранее брат царя Гад и подтвердил, что всё это правда, он сам видел на Небесах чудный дворец и ему сказали, что тот принадлежит царю Гондоферу. После этого Гондофер принял христианство.

— На некоторых иконах ап.Фома изображён с копьём…

— Согласно преданию, Фома за обращение в христианство сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) был заключён в темницу. Его жестоко пытали и убили, пронзив пятью копьями. Поэтому его изображают с копьём — орудием мученичества. В III веке император Александр Север II перенёс мощи апостола из Индии в Эдессу, но индийские христиане продолжают почитать гробницу Фомы в районе Малабарского побережья. Частицы мощей ап.Фомы хранятся в Индии, Венгрии и на Святой Горе Афон.

— Какие святые места есть в Индии, связанные с именем ап.Фомы?

— В Мадрасе, на побережье Индийского океана, апостол своими руками построил храм, где про-шли последние четыре года его апостольского служения. Именно под этим храмом погребли Фому его ученики после мученической кончины апостола. И, судя по воспоминаниям Васко да Гама, даже мусульмане, жившие в Мадрасе, почитали могилу апостола, считая его святым человеком. Сейчас здесь католическая базилика св.Фомы, при которой есть музей, где хранится копьё, которым был убит апостол. На склоне большой горы, где скрывался апостол от гнева брахмана, находится католический женский монастырь. А на месте убийства апостола стоит католический храм, построенный португальцами в XVI веке. В храме находится крест св.Фомы, который он собственноручно вырезал на камне и у которого молился перед своей мученической кончиной. Ныне все святые места в Индии, связанные с ап.Фомой, принадлежат Католической Церкви.

В XIX веке представители Русской Православной Церкви успешно развивали отношения с древними Восточными Церквами на Ближнем Востоке — Армянской, Коптской, Эфиопской. Это побудило представителей Ортодоксальной Сирийской Церкви (Южной) Индии отправиться в 1851 г. в Константинополь на переговоры к русскому послу о сближении с Русской Православной Церковью. Начавшаяся Крымская война (1853—1856) помешала осуществлению этого плана, но индийские христиане не отказались от своей идеи. В 1898 году архиепископ Южной Индии изложил свою просьбу в следующих словах: «В Индии, особенно на юге её, проживает много христиан Антиохийской Церкви, основателем которой в Индии был св.Фома. Последователи этой Церкви не признают главенства Папы. Они имеют своего архиепископа, которого поставляет Антиохийская Церковь… Может случиться, что индусы останутся без пастыря, и нашей Церкви грозит опасность быть обращённой в католичество… Нам хотелось бы, чтобы Россия прислала к нам священника». Он и его паства в количестве 15 тысяч человек решили принять Православие, с которым индийцы были знакомы по рассказам ко­рабельных священников торгового флота. Однако Первая мировая война, а затем революция, потрясшие Россию, прервали взаимоотношения индийских христиан с Русской Церковью.

— Что же, Индия потеряна для Православной Церкви?

— После ап.Фомы последним достоверно известным проповедником Православия в Индии был русский монах, миссионер-подвижник, архимандрит Андроник (Елпидинский), который жил в Индии с 1931 по 1949 годы и ратовал за воссоединение индийских монофизитов со Вселенским Православием, связующим звеном которого являлась бы Русская Православная Церковь.

В 1916 году он закончил Олонецкую Духовную Академию и задумался о поездке в Индию, раз уж индусы хотят с нами единения. Но началась Первая мировая война, и Андроник был призван в армию. Дальнейшие революционные события привели его в 1925 году в Париж, где в Сергиевском подворье он был пострижен в монашество, а через две недели рукоположен во иеромонаха. Владыка Парижской Митрополии Евлогий (Георгиевский) послал о.Андроника в Бельфор, где тот организовал приход, устроил церковь и… подрабатывал на автомобильном заводе «Пежо». Вскоре о.Андроник испросил у владыки Евлогия благословение на поездку в Индию в качестве монаха-миссионера, а на заработанные на заводе деньги приобрёл всё, что нужно для церковного обустройства. Он ехал по своей инициативе, на свой страх и риск, на свои средства.

В Бангалоре он устроился работать на ферме, а в одной из комнат обустроил церковку. В те годы в Индии проживало около трёхсот русских православных христиан, и основная задача о.Андроника заключалась в пастырском попечении о прихожанах, рассеянных по всей стране. Митрополит Евлогий делал всё, чтобы о пастырской деятельности о.Андроника стало известно как можно большему числу русских православных христиан. В 1933 году он послал русским православным, жившим в Индии, пасхальное приветствие, где сообщал: «В Индии появился православный русский иеромонах Андроник (Елпидинский)… Дело о.Андроника святое, великое и трудное. Он продолжает благовестнические труды св.апостола Фомы. Принесённая им от Матери Русской Церкви и возжённая в далекой Индии лампада святой православной веры… может быть, привлечет внимание и местного нехристианского населения и побудит их «любопытною десницею» осязать Спасителя, чтобы воскликнуть в порыве пламенной веры вместе с св.апостолом Фомою: «Господь мой и Бог мой!» Помогите же, православные русские люди, о.Андронику, который пока трудится в одиночестве, и не дайте погаснуть новому светильнику святого Православия». Из писем же владыки Евлогия мы узнаём, что «о.Андроник в своём скиточке пребывает не безвыходно. Он разъезжает с докладами, проповедями по соседям и раз в неделю служит литургию. Являет пример «мужа апостольского», стойкого, самоотверженного. Всевозможные лишения, опасности, подвижничество в полном физическом и моральном одиночестве, несколько лет без возможности исповедаться — всё это он мужественно претерпевает». В 1937 году иеромонах Андроник по указу владыки Евлогия был возведён в сан архимандрита. А с 1944 года о.Андроник стал разъезжать по всей стране для духовного окормления русских христиан, живших в Индии. Каждое Рождество Христово и Пасху он проводил в русских общинах в Калькутте, Бомбее, Дели… В 1947 г. о.Андроник согласился преподавать русский язык в Делийском университете, считая, что у индийских слушателей со временем появится интерес и к русской культуре, и к православной религии. В одной из двух комнат, которые он занимал, архимандрит устроил церковь и регулярно совершал там бого-служения.

В 1948 году он получил приглашение от епископа Иоанна (Шаховского) приехать в США для продолжения своей пастырской деятельности. Так завершилось пребывание о.Андроника в Индии. Его дело продолжил индиец-монах, а окружающее население с благодарностью вспоминает необычного русского подвижника. Архимандрит Андроник был человеком на редкость цельным, аскетичным, поборовшим страсти и не имевшим пороков. Он горел желанием оказывать помощь нуждающимся, но чтобы другие об этом не знали. Стыдился похвал и смущался от них, как дитя. Крупный и сильно сложённый, как все северяне, он работал, не покладая рук. Был ласков и добродушен до крайности, по-детски прост и ясен. Местные индийцы долго ещё надеялись, что он вернётся к ним…

В 1958 году о.Андроник скончался, а через год в Аргентине вышла в свет его книга «Восемнадцать лет в Индии», рассказывающая об одиноком подвиге миссионерства русского монаха. Каковы же итоги этой подвижнической жизни? Он поставил перед нашим церковным сознанием важнейший вопрос: верим ли мы во вселенскость нашей Церкви или же хотим обратить её в застывший осколок византийского обряда? Скромный русский монах открыл для Православия индийских христиан и поднял проблему воссоединения их с Православной Вселенской Церковью через Русскую Церковь.

Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая