Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Люд церковный

Я — АЛТАРНИК

Алтарник — служитель церкви, который помогает священникам и диаконам во время службы в алтаре храма (отсюда и название). Основные обязанности алтарника:

— помогать священникам и диаконам облачаться перед началом богослужения;

— следить за облачением священнослужителей;

— следить за порядком в алтаре;

— зажигать лампады и свечи в алтаре и перед иконостасом;

— подготавливать вино и хлеб перед Причастием;

— во время Причастия алтарники держат платок (точнее, «плат»), которым прихожане вытирают капли с губ;

— подготавливать кадило.

Помимо всего вышеперечисленного алтарники при необходимости выполняют функцию чтеца, звонаря.

Рассказывает алтарник храма Кулич и Пасха Николай Степанович Ковалёв:

— У меня университетское образование — я филолог, преподаватель русского языка и литературы. К Богу пришёл уже в зрелом возрасте, — и как жалею сейчас, что не пришёл раньше, в лучшие годы молодости! Но — на всё воля Божия… Поначалу очень хотелось мне стать монахом, жить жизнью равноангельной, — я и готовился понемногу к такому шагу: много читал и нёс особое послушание — в одной из псковских обителей занимался с детьми-инвалидами, вместе с тамошним архимандритом и с монашествующими. Тяжёлое послушание!.. Дети непростые… Но с Божией помощью я справлялся, служил в алтаре вместе со своими воспитанниками и всё ждал, когда придёт пора и мне принять монашество.

И вдруг всё разом изменилось: как-то на Сретение вместе с детьми я поехал в паломничество в Петербург, думая посетить приснопамятного отца Василия Ермакова и взять у него благословение на иноческий путь. Никаких сомнений в том, что это благословение я получу, у меня не было. И что же? Глубоко чтимый мной батюшка, отец Василий, решительно изрёк: «Не надо тебе жить по-чёрному, живи по-белому!» И сразу жизнь моя переменилась: я остался в Петербурге, стал алтарником в знаменитом здешнем храме Кулич и Пасха, и с тех пор прошло уже девять лет. Главное моё дело, педагогика, осталось со мной: сейчас я ещё и методист благочиния и преподаватель церковной воскресной школы. Эти нагрузки мне по милосердию Божию даны, я почитаю их своим главным делом, но о них — особая речь, а сейчас я хотел бы поговорить об алтарничестве.

Что главное в этом великом сослужении? — а оно великое, как и всякое пребывание у церковного престола… В алтаре, как и повсюду, главным является забота о спасении души. Возможно, эти слова кого-то удивят, но я уверен: наша человеческая природа такова, что вечную погибель мы можем заработать и стоя в алтаре. Как? Если забудем о благоговении! А это весьма близкая опасность: невольно, за будничностью равномерно текущих дней, всё в наших глазах обезценивается, всё кажется не таким уж важным — даже то святое, что происходит в алтаре во время Божественной службы. И пропадает трепет сердечный, уходит душевная теплота — мiр врывается в наши души. Мiр, со своими мелкими интересами, со своим цинизмом, своим безразличием… И вот ты уже становишься чужд тому, что творится в храме. И разрушается то великое единство, когда все сослужащие — и священники, и диаконы, и чтецы, и алтарники — составляют единый организм, когда каждый служит на своём месте, каждый по-своему, на едином дыхании, единым сердцем и устами… Это единство — главное условие церковной службы; разрушить его — значит совершить великий грех и погубить душу свою.

И нужно понимать, что у каждого из священников есть свои особенности, у каждого свои привычки, своя манера служить. Следует помнить об этом, чтобы верно предуготовить пути Господу. Вот оно, слово! — алтарник приуготовляет пути для Литургии, путь для Тела Господня.

Всякая Литургия — это, как говорили Святые Отцы, великое действо, или, говоря современным языком, великий мистический спектакль, являющий молящимся и земной путь Господа, и цель нашей жизни в Боге. Какова же роль алтарника в этом мистическом спектакле? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните притчу о девах мудрых, которые позаботились о масле для своих лампад, и девах неразумных, которые маслом не запаслись. Так вот, алтарник — это тот, кто следит, чтобы лампада богослужения была полной и огонь в ней горел неукоснительно. Как это важно, чтобы горел огонь и были полны лампады!.. Как этого достичь? Только молитвой. Когда алтарник соучаствует в соборной молитве, когда он пребывает в духе, тогда он сможет достойно исполнить свои обязанности. Когда такое братское, единодушное сослужение достигнуто и служба движется духом — выше этого ничего нет, — это благодать, которая даётся Господом, и её потеря очень страшна: не захочешь, потеряв её, ни небесного, ни мирского.

В нашем современном мире сознание у людей замутнено: что такое для человека с улицы какой-то алтарник?.. Как может нецерковный человек понять важность этого служения? Сознание наше кинематографическое, сформированное рекламными клипами, а клипы эти твердят: не останавливайся в погоне за мирскими благами — будь то вещи или карьера, — хватай побольше, карабкайся повыше! А алтарник? — разве это высокий чин?.. Но я вспоминаю слова знаменитого учёного, замечательного знатока церковной культуры Сергея Аверинцева. Он, будучи профессором, обладателем высоких учёных степеней, просил своих близких: «Ничего не пишите на моём могильном кресте, напишите только: «Чтец Сергий» (он был чтецом в одном из московских храмов). Вот как люди мудрые оценивают даже скромные церковные послушания!..

Нет, если юноша стремится стать священником, то понятно его стремление побыстрее пройти все промежуточные ступени к заветной цели; понятно, что и на своё алтарничество он смотрит с неким пренебрежением. Но есть великий смысл в этом церковном труде: с его помощью мы обретаем послушание. Когда ты пришёл в церковь, помни, что ты пришёл слушаться и слышать!.. И если ты чистым сердцем слушаешься и слышишь, тогда у тебя уши открываются и сердце теплеет. При всех своих достоинствах и недостатках и при всех талантах, которыми ты обладаешь, ты не сможешь поставить свою душу на службу Богу, если не научишься сперва слушать людей и слушаться Божией воли. Тогда ты понимаешь, что прикасаешься к вечному и безконечному, и как-то смешно и глупо становится желать чего-то иного… Великая мудрость послушания — это основа для возрастания в Боге, это первая ступень к Небесам — а может быть, и главная ступень. И скромная служба алтарника позволяет эту ступень одолеть. А там — добрый путь!..

предыдущая    следующая