Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Не всё благо…

«ЧЕЧЕВИЧНАЯ ПОХЛЁБКА» ДЛЯ НОВЫХ ИСАВОВ

Комментируя высказывания ряда иерархов РПЦ о желательности материального обезпечения священнослужителей государством, протоиерей Алексий МОРОЗ заявил: «Священники находятся на гособезпечении в Греции, отчасти в Германии. В России это было бы крайне неправильным решением вопроса. Сегодня наше государство выражает волю хищнических кланов, которые стремятся поставить себе на службу все сферы общества. И тем, кому это государство платит, оно диктует свою волю и идеологическую линию».
Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор: «Невозможно послать священника на приход, который не в состоянии содержать своего пастыря. А Тверская епархия недостаточно состоятельная, чтобы брать этот вопрос на себя. До 17-го года эта проблема легко решалась — было государственное обезпечение священника. По моему мнению, было бы целесообразно возродить подобный опыт».
Архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан: «Наступила пора, когда государство могло бы выплачивать служителям зарплату по примеру демократических Италии или Германии. Это повысило бы престиж «профессии» священника и увеличило бы приток кандидатов во священство. Сейчас желающих учиться в семинариях не так уж много, хотя потребность в образованных священниках большая. В епархиях, особенно маломощных финансово, часто приходится довольствоваться тем, что есть: направлять на приходы мало-мальски сведущих в церковной грамоте мирян».
Однако о.Алексий Мороз полагает, что сегодня государственное финансирование приведёт к деградации Церкви. «Если до революции наше государство считалось православным, и во внешней, и во внутренней политике опиралось в основном на христианское миропонимание, то современное государство назвать православным никак нельзя. Здесь превалируют гедонистические (от греч. наслаждение) и просто хищнические установки. У людей, пришедших к власти в России, нет понятия о культуре власти, о нравственной ответственности за общество. Они расценивают власть лишь как кормушку для личного обогащения и самовозвышения. Людей, служащих Отечеству и Церкви, во власти единицы».
По словам о.Алексия, если Церковь попадёт под финансовую зависимость от таких людей — она станет идеологической служанкой неправославного государства и будет удаляться от Христа. А это пагубно и с точки зрения внутрицерковной: «На сегодняшний день существует жёсткая централизация даже церковной власти, когда священник по сути является безправным относительно решений епископа, который делает со священником всё что хочет: не понравилось, что тот сказал или как выступил на телевидении, — он может его запретить или выслать в отдалённый приход. Поэтому многие священники сегодня боятся высказывать свою точку зрения, показывать активную патриотическую позицию. Это происходит сегодня, когда нет плотной смычки церковной и светской властей. Но эта смычка уже появляется. И сами архиереи во многом начинают зависеть от людей, которые снабжают их большими финансовыми ресурсами и оказывают определённые властные услуги».
«На мой взгляд, возникла серьёзная тенденция, которая несёт струю протестантизма в РПЦ, — продолжает о.Алексий. — Возьмите хотя бы высказывания митрополита Илариона о том, что богатство и успешность в этом мире есть благословение Божие. Это чисто протестантское положение из учения Вебера. Это крайним образом противоречит учению Христа о том, что богатому сложно войти в Царствие Небесное. Множество святых подвижников отказывались от всякого богатства и добровольно обретали нищету физическую ради обретения богатства духовного. Когда такие высказывания исходят от одного из высших иерархов Церкви и поддерживаются рядом священников, можно говорить о разрушительных тенденциях внутри Церкви, которая превращается в обслугу богатеньких людей, бросающих ей куски со своего стола. Если священники будут ещё и зависеть от государства, получая от него зарплату, свобода их проповеди, борьба за правду и справедливость сведётся к минимуму. Это приведёт к вырождению духовности, Православия, Церкви. На сегодняшний момент смычка Церкви с государством явилась бы для неё губительной. Этого нельзя допустить».
О.Алексий Мороз чётко высказал подлинно христианскую позицию православного иерея Божия. Жаль: то, что понятно иерею, оказывается порой непонятно некоторым нынешним архиереям. Ибо их позиция в данном случае есть позиция «новозаветного Исава», готового продать своё первородство православного христианина за чечевичную похлёбку «государственного начальства». Пусть отдельные представители его и пытаются быть христианами, но сам-то этот государственный властный организм в целом служит не Христу, а Его противнику; власть эта полностью присягнула своим страстям, своей жадности, своей «хищи и лжи» — и быть привязанным сговором с нею стыдно для христианина! «Духовно приличный» служитель Церкви может взять награду за свой труд только от приличного же, а не воровского в своей основе государства… Несчастная наша Церковь, несчастная наша Россия…
РНЛ

предыдущая    следующая