Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Званый гость

ПРИСЛУШАЙСЯ: АНГЕЛ РЯДОМ!..

Протоиерей Алексий Мороз, известный нашим читателям проповедник, церковный писатель, специалист по борьбе с наркоманией и алкоголизмом, недавно получил степень доктора наук. Поздравив батюшку с этим радостным событием, мы решили воспользоваться случаем и задать ему — учёному-психологу — несколько вопросов…
— Батюшка! Какой теме посвящена ваша докторская диссертация?
— Она называется «Гармонизация знаний в системе православной психологии и педагогической антропологии». Я более двадцати лет работаю с алкоголезависимыми, с наркозависимыми, а в последнее время и с людьми, пристрастными к игромании, компьютеромании, да и вообще к различного рода маниям. Причина всех этих страстей примерно одинакова. Каждая страсть — это недуг души, поражение на уровне духа, разума, воли и чувств человека. Как разобраться в непростой душевной механике, как найти этот духовный «сбой в системе»? Мною было разработано такое направление, как духовная психосоматика, которое учит, что психические и телесные заболевания основаны на духовных поражениях. Есть и обычная, светская психосоматика, но она показывала только связь психики и тела, а у меня прослежена иная связь: как духовные повреждения ведут к повреждениям душевным, а те, в свою очередь, — к телесным, — как возникает такая цепочка?.. Всё это касается психологической стороны моей диссертации. А педагогическая сторона исследует вопрос: «Чем должна заниматься современная педагогика?» Ведь нынешняя школа находится в мировоззренческом тупике. Кого воспитывать? Вымогателя? Банкира? «Универсального потребителя»? А христианская педагогика говорит чётко: воспитывать надо прежде всего христианина — человека, который несёт в мир свет и добро, творит волю Божию. Важно развивать доброе начало в душе ребёнка, основываясь на той естественной нравственности, которая присуща каждому ребёнку, — об этом говорили все наши великие педагоги: и Ушинский, и даже Макаренко…
— Мы знаем пять телесных чувств: зрение, обоняние, вкус, слух, осязание… Но часто приходится слышать о некоем «шестом чувстве», — иногда его называют интуицией… Что вы как доктор психологии можете сказать об этом?
— Интуиция есть некое вышеестественное прозрение, знание, пришедшее свыше. Вполне возможно, что в минуты наивысшего напряжения духа некоторые люди способны прозревать будущее, проникать в некие тайны мироздания… Но разумнее предположить, что в подавляющем большинстве случаев интуиция — это просто голос нашего Ангела Хранителя. У каждого человека такой Ангел есть — и он не бездействует, хотя не всегда мы замечаем его работу. Вот вам недавний пример: трагедия в Домодедово. Среди прочих погибших там была некая раба Божия Светлана, которая должна была вылететь на самолёте в другой город, чтобы получить какой-то очень важный для неё диплом. Диплом-то был очень важен, но лететь ей почему-то решительно не хотелось, — так рассказывают её близкие. Страх перед предстоящим полётом был настолько сильным, что Светлана уже была готова отказаться от этого важного путешествия, — но родственники её уговорили. Она отправилась в путь — и погибла. Подобный случай — но со счастливым концом — рассказывал мне один из моих слушателей: он должен был лететь на самолёте, но опоздал, не смог купить билет, — а тот самолёт, на котором он хотел лететь, взорвался в воздухе. Я не сомневаюсь, что прийти на аэродром вовремя этому человеку не позволил его Ангел, который прозревал, что в скором будущем его «подопечный» обратится к Богу и что умирать ему пока рано… Что в этой связи можно посоветовать православным людям? Внимательнее прислушивайтесь к своей душе, в особенности к голосу своей совести. Зачастую мы не осознаём умом всю бездну греха, в которую влечёт нас тот или иной наш поступок, — но совесть наша видит всё, и она не молчит. Важно прислушаться к ней. Ведь Ангел предупреждает нас не только о физической опасности, — гораздо чаще он встревожен бедой, грозящей нашей душе. И ещё один совет: не слишком доверяйте собственному разумению — «внутренний голос» не обязательно исходит от Ангела. Если у вас есть хоть малейшие сомнения в том, помолитесь Богу, и Он раскроет вам истину: если это был голос мрака, то мрак рассеется, если это были наши собственные фантазии, то они прекратятся, но если Ангел и в самом деле взывал к нам, то его зов после молитвы не прекратится, а усилится.
— Мы в большинстве своём рассуждаем по плоти, но ведь у каждого человека есть и духовный ум. Однако он зачастую слишком немощен… Как же развить его?
— Да, духовный ум, безусловно, можно развить. Чем? Разумеется, духовными упражнениями. Его развивает молитвенное общение с Богом, следование голосу совести… Особо хочу сказать, что духовный ум развивается от чтения Святых Отцов и от размышления над прочитанным. Есть у человеческой души такое свойство: когда мы читаем какую-то книгу, то душа наша невольно настраивается на тот же лад, что и душа автора. Чем ярче талант писателя, тем больше он подчиняет нас своему душевному строю, завораживает читателя. Но у мирских писателей души не всегда чисты — и мы, читая, невольно приобщаемся их несовершенству. А Святые Отцы, души которых очищены и просветлены Богом, писаниями своими и нас освящают и очищают. Через их книги мы становимся причастны к самым высоким состояниям духа, — и эти взлёты с каждым разом всё больше укрепляют нас. Итак, вот три вещи, которые я бы посоветовал каждому желающему стяжать духовный разум: внимательная молитва, чуткое следование голосу совести и чтение Святых Отцов. Это, разумеется, не все возможные пути, — но попробуйте для начала именно их.
— Вопрос вам как знатоку христианской антропологии… Приходилось слышать от специалистов, будто человеческое тело после смерти становится легче ровно на 21 грамм. Почему? Люди считают так: 21 грамм — это вес человеческой души. Душа отлетела — тело стало легче. А что вы об этом думаете?
— Да, вопрос понятен. А ответ такой: нет, душа веса не имеет. И если тело после смерти становится легче, то это результат различных физиологических изменений: часть жидкости испаряется  и так далее, и тому подобное. Сама же душа — вещь безтелесная и поэтому не имеет никакого веса. Никакими материальными приборами её зафиксировать нельзя.
— Какая психологическая проблема или, лучше сказать, какой духовный недуг сейчас наиболее распространён в нашем обществе?
— Я бы сказал: отсутствие смысла жизни. Говоря по-научному: утрата дальних перспектив. Этой болезнью равно поражены все слои общества: богатые не знают, зачем они скопили богатства, бедные не знают, зачем им далее влачить жизнь в нищете и отверженности… Люди оказываются один на один с душевной пустотой, с безсмысленностью прожитых лет и безцельностью дальнейшего существования. Как быть? Большинство отвечают на этот вопрос так: «Дальше жить не стоит», — и встают на путь самоубийства, быстрого или медленного: через алкоголь, наркотики, блуд, — да мало ли путей… Распространён и такой способ ухода от реальной жизни: люди замыкаются в себе, сочиняют собственную действительность, собственный, нафантазированный мирок и живут в этой виртуальной реальности. Ум их начинает работать вхолостую, принимая желаемое за действительное. Более того: в уме одного и того же человека может образовываться несколько таких мирков, которые нередко противоречат друг другу… В крайней, болезненной форме такое состояние называется шизофренией, то есть — дословно — разделением, расщеплением ума. Надо сказать, что современная медицина до сих пор не научилась лечить эту болезнь и даже не понимает её глубинные духовные корни. Да, вылечить шизофреника трудно, но ведь на стадии, предшествующей болезни, человеку ещё не поздно обратиться к Богу с молитвой о своём очищении и просветлении… Впрочем, подобное состояние нередко сопровождается другим духовным недугом — абулией, параличом воли. Такой человек ни к чему не стремится, плывёт по течению событий, у него нет активного неприятия зла, ему не приходит в голову благодарить Бога и ближних за добро… В конце концов человек как бы превращается в растение: не хочет двигаться, не ест, покуда его не покормят…
— Нет ли какого-то единого рецепта от всех этих недугов?
— Представьте себе, есть! Это целомудрие. Современному человеку жизненно необходимо стяжать целомудрие — в самом широком смысле этого слова, — ибо под целомудрием следует понимать целостность человека, — то состояние, при котором дух, душа и тело находятся в первозданной гармонии: дух просвещает душу, а душа управляет телом. Начатком духовного целомудрия является единство мыслей, слов и дела: человек всегда должен говорить то, что думает, и поступать в соответствии с образом своих мыслей. Нельзя думать одно, говорить второе, а делать третье. Это есть лицемерие — грех, который весьма разрушительно действует на душу человека. Сегодня мы видим, какой ужасающий удар наносится даже по физическому целомудрию человека, не говоря уже о высшем, духовном: тут и огромное количество фильмов, где прославляется самый разнузданный разврат; и реклама, действующая через возбуждение полового инстинкта; и «половое воспитание» в школе… А я как специалист могу уверить вас: у всех наркозависимых людей, которые лечились у меня, приобщение к наркотикам происходило по такой схеме: вначале они теряли телесное целомудрие, впадали в блудный грех, а потом и вовлечение их в наркоманию шло быстрее, словно по накатанной грехом дорожке. Всё начиналось именно с потери физического целомудрия.
— Вы рассказали о таком духовном поражении, как абулия — болезненное безволие… С ним можно бороться?
— Вот один из путей: ежедневное молитвенное правило. Если научиться строго придерживаться его, то дальше будет легче. Что ждёт безвольного человека, если он решил пойти по этому пути? Наступает вечер, время вставать на молитву, но… Нет сил, нет желания, нападает сонливость… Как быть, если вам даже с дивана не встать? Что ж, начинайте молиться, лёжа на диване, и говорите так: «Господи, нет у меня силы, чтобы помолиться Тебе!.. Помоги мне, восставь меня!» И вот вы уже сели. Это уже достижение. Продолжайте молиться сидя. Пройдёт минут 5—10, и вы вдруг почувствуете, что можете встать, — тогда вставайте к иконам и вычитывайте молитвенное правило до конца.
Слабая воля не только мешает совершать добрые дела, но и подталкивает к плохим: нет сил противостать соблазну. Неважно, какой это соблазн: для чревоугодника — лакомство, для пьяницы — выпивка… Как быть, если воля поражена? Я так советую наркоманам, которые приходят ко мне лечиться: когда на вас находит непреодолимое желание принять наркотик, просто кричите к Богу: «Господи, сейчас паду! Нет сил противостать искушению! Ты Сам дай мне силы! Только Ты можешь мне помочь, так помоги!» И сразу увидите: брань ослабнет. Как только почувствуете некоторое облегчение, тотчас начинайте читать Евангелие. Прочтёте не более двух глав — и брань исчезнет. Ничего удивительного: когда человек молится, читает Евангелие, благодать Божия, Божественные энергии, нисходя свыше, попаляют демонические силы, умиряют душу человека, укрепляют его дух, и человек способен преодолеть искушение. Это касается любой страсти — табакокурения, например: мне известно немало людей, которые при каждом желании покурить начинали читать Евангелие. В течение недели они «завязывали» с куревом. Табачный бес, который разжигает человека, не выдерживает слова Божия и бежит. Словом, помните, что нет такого духовного недуга, который Господь не был бы силён уничтожить, — надо лишь верить Ему и не бояться целиком предать себя в Его руки.
Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая