Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

С 7 марта по 23 апреля — Великий пост

ОРУЖИЕ, УГОТОВАННОЕ БОГОМ

«Иисус поведён был духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел… Спаситель постом начал дело нашего спасения. Подобно и все исходящие во след Спасителя на сем основании утверждают начало своего подвига, потому что пост есть оружие, уготованное Богом. Если постится Законоположник, то как не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон? Посему-то до поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражения своего от нашего естества: но от сего оружия изнемог в самом деле. И Господь наш был вождём и первенцем сей победы», — писал прп.Исаак Сирин. О том, как правильно поститься современному христианину, рассуждает настоятель храма прп.Сергия Радонежского в г.Сертолово протоиерей Сергий УЛЬЗУТУЕВ.
— Пост — термин военный, означает: стоять на посту. Суть поста — разумом стоять на посту у своего сердца, не пуская туда всякого рода страсти. Именно разумом, а не желудком, а то у нас пост вечно к диете сводится. Хотя желудок — это, безусловно, дополнительное орудие. Постом телесным нельзя пренебрегать, это всё равно как штурмовать бастион без артподготовки. Ибо мясо и молоко подогревают нашу страстность, горячность, и мы предаёмся всяческим порокам. Со временем это состояние становится привычным, а наша жизнь — всё греховней. Телесный же пост гасит силу страстности и агрессивности.
Пост — это не просто воздержание здоровья ради. Пост блюдётся ради Христа, дабы приблизиться к идеалу человека — Сыну Божию. Но когда человек через соблюдение телесного поста поднимается на первую ступеньку лестницы, ведущей ко Христу, — его начинают донимать страсти, которые раньше не тревожили, о которых он даже не подозревал, что они у него есть. И человек начинает сражаться уже молитвой. Всё это и есть то самое грознейшее оружие против всякого рода страстей и бесовских искушений, которое имел в виду великий подвижник благочестия прп.Исаак Сирин. Поэтому начинать надо с малого — с утеснения чрева.
— Как действенно бороться с чревоугодием?
— Авва Дорофей учит, что есть два вида чревоугодия: «Первый — когда человек ищет приятности пищи и не всегда хочет есть много, но желает вкусного. Это называется по-гречески лемаргия — гортанобесие. Иного борет многоядение, и он не желает хороших снедей и не заботится о вкусе их, он заботится только о том, чтобы наполнить чрево своё. Это называется гастримаргия — чревобесие». Если человек хочет победить чревоугодие, пусть следует совету прп.Серафима Саровского: «Досыта ничего не вкушай; оставляй место Святому Духу».
— Получается, что многие до умственного поста так и не доходят, потому что постоянно сражаются со своим желудком.
— Бывает и так. А многие, к сожалению, говорят: «А нам и не нужен телесный пост». Эти люди вообще находятся в прелести.
— Пост телесный призван усмирять наши страсти и чрево. Но у многих из-за поста телесного, наоборот, развивается агрессия.
— Это потому, что они воспринимают пост как диету, а не как духовное воздержание во имя Христа. Но это уже вопрос не столько самого поста, сколько отношения человека к жизни, к её смыслу. Увы, смысл жизни человек начал терять давно, начиная с первого своего грехопадения. Время от времени он обретал его через откровения пророков, потом — через Христа. Но многие христиане становятся псевдохристианами: называются христианами, но стремятся не к Христу, а к некоему самодовлеющему соблюдению заповедей, которые сами по себе только ограждают человека от греха, но не приближают ко Христу. Старец Зосима (Верховский) наставлял: «Не гонитесь за одним постом. Бог нигде не сказал: аще постницы, то мои ученики; но «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13,35). И диавол никогда не ест и не спит, но всё он диавол. Без любви и смирения, от одного поста и бдения, из человека сделается, пожалуй, бесом». Смысл жития человека — движение к Богу, к совершенству, к истине. Без наполнения любовью во имя Христа житие человека безсмысленно.
— Иные говорят: Христос 40 дней провёл в пустыне и ничего не ел. Мы же эти 40 дней проводим в Великом посте из года в год. Может быть, и нам, как Христос, один раз в жизни 40 дней отпоститься по полной программе — и всё…
— Не нужно забывать земную жизнь Христа. Чем она закончилась? Распятием на Кресте… Мы готовы к этому? Нет? Тогда о чём речь?! Мы можем проповедовать, как Христос? Имеем такую любовь всеобъемлющую, как Сын Божий? Готовы на крестную смерть? — Нет, не можем, не имеем, не готовы. Так должны хотя бы молиться, каяться в грехах и поститься в меру своих сил, не мудрствуя лукаво. От нас ведь не требуется особых подвигов.
— Если человек умер перед Великим постом, как отмечать девять и сорок дней? Принято поминать усопшего застольем, выпивкой, славословящими речами…
— Традиция поминовения уходит корнями в славянскую тризну — кстати, прекрасного обычая поминовения усопших. Однако мы — христиане и должны древние обычаи облагородить. Тем более что само поминовение телесное пользы усопшему не приносит, — ему молитвы наши нужны.
Об этом хорошо сказано в одном стихотворении:
Я помер неделю назад,
И в землю закопано тело…
И глазом моргнуть не успел,
Как жизнь на земле пролетела!
И слышу я внуков слова:
«Помянем дедулю по-русски!
И к сороковинам его
Закупим вина и закуски».
Не нужен мне жареный кус,
Вином его не заливайте,
А нужен мне сорокоуст,
Вы в храме меня поминайте.
Поэтому лучше поминание отложить до наступления Радоницы после Пасхи. Если это невозможно, родственники не поймут… то поминать надо по субботам или воскресеньям Святой четыредесятницы. Прежде всего заказать обедню, чтобы батюшка вынул за почившего частичку. А дома — скромное угощение постное для поддержания сил. А коли человек умер Великим постом, то до революции как делали? Собирались на молитву, отпевали, ехали на кладбище, хоронили. Потом обед, ведь горе и усталость берут своё. Так и нам должно.
— Вредит ли пост здоровью? Многие чувствуют себя неважно.
— Поститесь ради Христа, и здоровье будет отменное. Св.апостол Павел говорит, что много раз был он в путешествии, часто в бдении, голоде и жажде, часто в посте, в стуже и в наготе (2Кор.11,27). Видите, он ясно отделяет просто голод и жажду от поста. Значит, даже святые не могли обойтись без поста. Чем же мы, грешные, обуздаем плоть с её похотями и слабостями, коли поститься не будем? В наше время священники вникают в проблемы каждого прихожанина и тем, кто страдает диабетом и другими заболеваниями, пост послабляют. Впрочем, у больных людей пост и протекает иначе, заключаясь в их болезнях и страданиях. Это Господь наградил их таким постом — за грехи или предыдущее невоздержание.
Св.Иоанн Златоуст увещевал: «Возьми пост в спутники себе на всю жизнь, чтобы он оберегал тебя, избавил от смерти, спас от искушений и привёл тебя к пристани Царствия Небесного».
Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая