Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Маленькая церквушка по контрасту с пышными римскими храмами производит впечатление приятной бедности. И все же она очень знаменита. Отсюда, по преданию, начался крестный путь апостола Петра в Рим.
Апокриф говорит о том, что святой Петр, спасаясь от Нероновых гонений, бежал из Рима. На Аппиевой дороге он встретил путника, в Котором с трепетом узнал Воскресшего Спасителя.
"Камо грядеши, Господи?" Апостол не услышал ответа, но увидел, что Христос направляется в Рим. Понял святой Петр, что так указуется ему Божия воля вернуться назад и принять мученическую кончину. Таково предание. Возникло оно на Востоке - первым его рассказал Ориген, - но позднее распространилось на Западе. О нем упоминает святитель Амвросий Медиоланский (Миланский) и другие западные духовные писатели. Исторический ли это факт или благочестивая легенда, установить нам уже не удастся. Впрочем, предание выглядит психологически достоверным - ведь Евангелие свидетельствует о том, что у апостола Петра был, как бы мы сейчас сказали, "хорошо развит инстинкт самосохранения". Если он трижды отрекся от Христа (потом глубоко покаявшись), то мог и попытаться скрыться от преследований, тем более, если его убеждала община римских христиан (по преданию).
В облике храма многое православному взгляду непривычно. Хотя его основание относят к тем временам, когда Рим еще не отделился от Вселенской Церкви - к девятому веку, нынешняя постройка возведена много позднее. На фасаде церкви прикреплен неуместный геральдический щит с тремя пчелами. Это герб аристократического семейства Барберини, на средства одного из членов которого, кардинала Франциска, был возведен храм. Первое, что встречает паломника внутри - бюст писателя Генрика Сенкевича. Известно, какую роль сыграл его роман (за который Сенкевичу была присуждена Нобелевская премия) в прославлении этого сюжета, но уместен ли здесь светский памятник? Его присутствие позднее объяснилось тем обстоятельством, что храмом заведуют польские монахи, а поляки, к прискорбию, часто смешивают свое национальное чувство с христианством, точнее - с католицизмом. Сам Сенкевич признавался, что на рассказ о преследовании христиан официальным Римом его вдохновляли истории подавления польских восстаний русским правительством.
В убранстве храма видна характерная для католицизма наглядность, "реализм". В центре аккуратно выложена дорожка, долженствующая представлять Аппиеву дорогу (при мне один чичероне уверял паломников, что это - ее часть). В середине дорожки - камень с отпечатками якобы ступней Христа, который даже путеводитель по церкви не рискует назвать истинным. По краям - два изображения. На одном - бегущий из Рима св. Петр, напротив - являющийся ему Спаситель. В алтаре, на боковых стенах - два креста с распятиями Христа и апостола Петра, который изображен головой вниз (по преданию, он счел себя недостойным быть распятым как Господь).
И все же, если отрешиться от "непривычности", ощущаешь скромную и смиренную обстановку, которая соответствует воспоминаемому преданию и располагает к молитве. В памяти возникает крестный путь апостола, что закончился там, где римляне поставили подавляющий своим величаем собор св.Петра. Начался же этот путь здесь, за городскими стенами, с вопроса "Камо грядеши?"
Святый апостоле Петре, твердый и боговещенный проповедателю, Владыку всех моли…
"Православный Санкт-Петербург" №23, май 1994г.