Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ИЗОБРЕТЕНИЯ МОНАХОВ

Наука и образование в современном значении этих слов возникли лишь в XVII—XVIII веках. А до этого в течение столетий центрами научных знаний, образования и культуры как в России, так и в Западной Европе были монастыри. Парадоксально, но именно людям, ушедшим из мира, он обязан многими изобретениями, без которых невозможно себе представить жизнь современного человека.

Монастырские университеты

Крупнейшие университеты Европы — Болонский, Сорбонна, Оксфордский — были основаны монахами и сразу же получили прямую (в том числе и финансовую) поддержку Церкви. Даже Парижская академия наук в XVII веке была преобразована из кружка францисканского монаха Марена Мерсенна, объединившего таких учёных, как Декарт, Ферма, Паскаль. А «крёстными отцами» первого российского вуза — Славяно-Греко-Латинской академии, основанной в 1685 году, — были монахи, братья Иоанникий и Софроний Лихуды.

Азбука и миссионеры-подвижники

Монахами создавались целые письменные языки, без которых невозможно себе представить современный мир. Как правило, поводом к тому служила необходимость перевода Библии и богослужебных текстов, когда обнаруживалось отсутствие у того или другого народа азбуки. Так, в начале V века монах Месроп Маштоц создал современный армянский алфавит, в IX столетии братья-монахи Кирилл и Мефодий создали алфавит для славян. Другому иноку-миссионеру — свт.Стефану Пермскому — в XVI веке удалось сочинить особую пермскую грамоту для новообращённого им народа.

Основоположниками этнографии тоже были монахи-миссионеры, направляемые Церковью в далёкие земли для проповеди христианства. Им больше, чем кому бы то ни было, необходимо было изучать нравы, быт, традиции, верования и обычаи местных народов, чтобы в доступной их пониманию форме нести им Слово Божие. Их перу принадлежат многие статьи по этнографии и даже целые монографии. Православные монахи изучали этнографию китайцев, японцев, корейцев, финнов, северных народов, народов Кавказа и Аляски. Католические — народов Южной и Северной Америки, Филиппин и т.д.

«Музыка нас связала»

Церковь придаёт огромное значение богослужебному пению. В Западной Церкви оно сопровождается органной музыкой. Поэтому неудивительно, что в XI веке именно монах изобрёл современную музыкальную нотацию. В миру он был музыкантом. Его звали Гвидо Аретинский. Он же ввёл в практику звукоряд, состоящий из шести ступеней. Их слоговые обозначения ut, re, mi, fa, sol, la были заимствованы из начальных слогов первых шести строк латинского гимна св.Иоанну Крестителю — покровителю певцов. А в XVI столетии ввели ещё и седьмую ступень si — сокращение от латинского Sanctus Ioann — святой Иоанн.

Краски, пронизанные светом

Витраж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) с давних пор использовался в храмах. Изначально, в раннехристианскую эпоху, окна храма заполнялись тонкими прозрачными пластинами из алебастра или селенита. Эти пластины древние мастера располагали таким образом, чтобы получился орнамент.

Позже в романских храмах Франции и Германии при помощи витражей стали иллюстрировать библейские сюжеты. В больших стрельчатых окнах храмов («розах») появились многоцветные сложные витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками. В эпоху Возрождения для изготовления витража использовали технику «выскабливания» по специально покрашенному разноцветному стеклу — получалась настоящая картина.

Флорентийский монах Антонио Нери долгое время занимался изготовлением витражей для храмов. В 1612 году он издал книгу, в которой были даны указания по использованию окислов свинца, бора и мышьяка для осветления стекла, а также даны составы цветных стёкол. Именно эта книга считается первым в мире научным трудом по стеклоделанию. В России витражи существовали ещё в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства русских домов и храмов.

Скажи монахам спасибо за очки

Само слово «очки» впервые встречается в письме итальянского ученого-энциклопедиста Джиованни Баттиста делла Порта, датированном 27 июня 1586 года, в котором он сообщает об одной из величайших научных тайн — изготовлении oculare (от лат.oculus — глаз). Но история очков гораздо древнее.

О природе и свойствах отражения света в глазу человека известны высказывания, относящиеся ещё к III тысячелетию до н.э. Оптические линзы из горного хрусталя археологи находили на раскопках Трои, Крита, в Сирийской пустыне, под месопотамскими холмами. В Китае и Индии кроме хрусталя в качестве линз использовали прозрачные или дымчатые кварцы, аметисты и топазы. Зрение они не корректировали, выполняя скорее роль лупы и защитного стекла при наблюдении астрономических явлений. Об использовании «кристаллов для глаз» писали древнегреческие философы. Древнеримский историк Плиний Старший, погибший во время извержения Везувия, рассказывал, что «император Нерон смотрел гладиаторские бои через смарагд», т.е. линзу из изумруда. Множество сведений о существовании увеличивающих линз, которые можно использовать для чтения, встречается в арабских трактатах X—XI вв. В X веке арабский учёный Ибн аль-Хайсам (Альгазен) в своей работе по оптике высказывает мысль: «Если смотреть через сегмент стеклянного шара, то он мог бы увеличивать предметы». Хотя это лишь констатация явления.

Монастыри долгое время были единственными местами, где хранились и переписывались книги. Зрение у переписчиков быстро портилось. И в середине XIII века хранитель библиотеки монастыря доминиканцев — монах Джордано да Риальто — изобрёл очки. Правда, несколько веков они предназначались исключительно для коррекции дальнозоркости. Это и не удивительно: ну зачем переписчику, склоняющемуся над книгой, корректировать близорукость? Вогнутые стёкла для близоруких были изобретены значительно позднее — в XVI веке. Другая история изобретение очков связывает с именем английского монаха философа Роджера Бэкона (1214—1292), описавшего в 1260-х гг. принцип их действия. Шлифуя стёкла, необходимые для изучения эффекта преломления световых лучей, он нашёл, что сегмент стеклянного шара — хороший помощник тому, у кого ослабло зрение. А поскольку к старости Бэкон видел неважно, то с удовольствием стал пользоваться своей находкой и сам. Сегодня трудно себе представить очки без заушников, а между тем от изобретения очков до массового распространения очков с заушниками прошло 450 лет. Диоптрическая нумерация стёкол была введена лишь в 1873 году.

Чтобы не опоздать на службу

И раньше, и сегодня богослужение начинается в точно определённое время. А значит, людям необходимы были часы, чтобы успевать на службу. В конце X века монах Герберт де Орилла создал для города Магдебурга первые в мире башенные механические часы. В Россию они тоже пришли с помощью инока. Первые башенные часы (куранты), согласно древним летописям, появились в 1404 году в Московском Кремле. Часы с боем были изготовлены монахом Афонского монастыря Лазарем Сербином и установлены на въезде в подворье князя Василия — сына св.князя Димитрия Донского. Уже в XV веке жители крупных городов Руси вели отсчёт времени по башенным городским часам.

Всё гениальное просто

Обширная хозяйственная деятельность монастырей стала причиной изобретения бухгалтерского учёта с двойной записью финансовых операций — активом и пассивом. Это произошло в конце XV века стараниями итальянского монаха Луки Пачоли. Без этого простого, но гениального изобретения сегодня невозможно представить себе никакую финансовую деятельность, ведь вероятность ошибки при правильном ведении учёта сведена почти к нулю, потому что любая сумма фиксируется дважды.

Люди и манекены

В начале XVI века флорентийский монах и художник Фра Бартоломео придумал манекены, заказав их из дерева. Но в монастыре они служили для изобразительных, иконописных целей. Фра Бартоломео ди Сан-Марко (1472—1517) — один из выдающихся представителей флорентийской школы живописи. Своим творческим развитием фра Бартоломео обязан изучению произведений Леонардо да Винчи. Положительное влияние оказал на фра Бартоломео и молодой Рафаэль, прибывший в 1504 г. во Флоренцию. Во Флоренции находятся большинство работ фра Бартоломео: в галерее Палаццо Питти — изображение евангелиста Марка и «Воскресение»; во Флорентийской академии хранятся фрески Фра Бартоломео, в Лукке находится его «Madonna della Misericordia», в Безансоне — ещё одна «Мадонна», и, наконец, в Вене, в Бельведере, хранится одно из лучших его произведений — «Введение во храм».

Нежданный подарок

Известно, что виноградное вино используется для совершения Таинства Евхаристии. Причём для этого нужны самые отборные виноградные вина. Сегодня их покупают в магазинах, а средневековые монастыри делали их сами. Монахи смешивали разные сорта вин, чтобы получить лучшее. Именно так монах-бенедиктинец Пьер Периньон в конце XVIII века неожиданно «изобрёл» шампанское.

Людям негоже есть руками

Вилку как столовый прибор ввели православные византийские монахи. Раньше твёрдую пищу ели руками, помогая себе ножом — древнейшим из столовых приборов. Для жидкой пищи использовалась ложка, как правило, одна на всех, больше похожая на наш половник. К сожалению, точное время изобретения вилки не зафиксировано. В Россию вилку привезла Марина Мнишек в 1606 году, несмотря на недовольство духовенства и бояр, которые считали странный предмет доказательством нерусского происхождения. Предубеждение против вилки, которую называли «двузубцовой рогатиной» или «вильцами», просуществовало до XVIII века.

Печатное слово и военное дело

До XVIII века в России практически не существовало светской литературы. Даже букварями были богослужебные книги. Поэтому естественно, что основателем книгопечатания на Руси был принадлежавший к окружению митрополита Макария диакон Кремлёвского храма Николы Гостунского Иван Фёдоров, который издал в 1564 году первую русскую печатную книгу «Апостол». Кстати, Фёдоров также известен и как пушечный мастер: он изобрёл многоствольную мортиру (прообраз «катюш» и «градов»).

Спасатель утонувших кораблей

В 1852 году прмч. Парфений Кизилташский, служивший в Крыму, на побережье, изобрёл способ подъёма затонувших грузов и кораблей. Ведь затонувшее в неудобном месте судно становится настоящим «рифом», мешая проходу других кораблей. Специальная комиссия Черноморского флота одобрила изобретение, и было предписано «устраивать» подобные машины во всех крупных портах.

У истока биотехнологий

Молитвенное уединение и покой способствовали тому, что в 1865 году австрийский монах Грегор Мендель создал генетику. Свои эксперименты, которые в конце концов привели к сенсационному открытию законов генетики, Мендель проводил в маленьком приходском саду. Так, в 1865 году Грегор Мендель обнародовал результаты исследований о передаче по наследству признаков при скрещивании гороха. Он доказал, что наследственные признаки не смешиваются, а передаются от родителей к потомкам в виде дискретных (обособленных) единиц. В обнаружении этих единиц и заключается главное значение открытия Менделя. Впоследствии эти единицы наследственности получили название генов. Ген — структурная и функциональная единица наследственности, контролирующая развитие определённого признака или свойства. Совокупность генов родители передают потомкам. С точки зрения молекулярной биологии гены — это несущие информацию участки ДНК.

Технологии Соловецкого монастыря

Яркий пример роли монастырей в освоении северных территорий — Соловецкий монастырь и его знаменитый игумен Филипп (Колычев), ставший впоследствии митрополитом Московским и убитый, видимо, Малютой Скуратовым.

В середине XVI столетия началось небывалое освоение Соловков: строительство и прокладка каменных дорог, каналов, соединивших 50 озёр Большого Соловецкого острова в единую систему, что позволило устроить мельницы, водопровод, построить каменные пристани. Эти сооружения — единственные в своём роде памятники древнерусской технической мысли. А технология, использованная при возведении комплекса зданий Соловецкого монастыря, применяется и по сей день. Были созданы специальные системы блоков, приводимые в движение воротом, который вращали лошади, что позволяло поднимать строительные материалы при возведении новых зданий. Раньше квас заливали в монастырские погреба вручную, а новоизобретённая система труб высвободила большое количество людей. Специальные механизмы производили подсевку ржи, просеивали крупу, разделяли муку и отруби. От мельницы был сделан привод к специальным механизмам для веяния зерна. Каменной кладкой перегородили морской залив, превратив его в гигантские «садки» для содержания и разведения морских животных.

Расширялись старые и создавались новые промыслы и мастерские. Строили флотилии морских судов для промысла в Белом море и у Новой Земли. По побережью устанавливались кресты, служившие маяками. Интересно, что вся эта хозяйственная деятельность в 160 километрах от Полярного круга не нарушала хрупкого равновесия северной природы Соловецкого архипелага.

От завода по отбеливанию воска к оранжереям было подведено тепло. И оно не пропадало: монахи стали выращивать южные диковинные растения, фрукты, овощи, даже арбузы. В начале XX века на Соловках монахи построили самую северную гидроэлектростанцию и систему каналов для перевозки паломников.

При этом Соловецкий монастырь всегда считался одним из крупнейших центров исихазма в России. С момента его основания и вплоть до закрытия большевиками там никогда не прерывалась духовная традиция иночества. Изобретения соловецких монахов никогда не были для них самоцелью, они лишь экономили время для духовной жизни и молитвы.

Юрий МАКСИМОВ

предыдущая    следующая