Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

РУССКАЯ МУДРОСТЬ В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ

Поглядим на некоторые пословицы и поговорки русского народа с точки зрения евангельской мудрости.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — какое тяготение к созерцательности, в отличие от западного подхода к жизни — рационального! Православный русский человек мыслит сразу образами — это более совершенная форма мышления, чем западное разложение на части, попытка всё объяснить… Такова Татьяна в отличие от Онегина, Максим Максимыч в отличие от Печорина, Соня в отличие от Раскольникова, Николай Петрович в отличие от Базарова. Достоевский подчёркивал разницу между рассуждениями Раскольникова о старушке и реальным образом её. Образ победит рассудок.
«Живи не так, как хочется, а так, как Бог велит» какой сильнейший наказ нам, потомкам! Закон сегодняшней жизни — с точностью до наоборот: счастьем считается исполнение своих желаний. А ведь сию простую народную поговорку надо бы сегодня на плакаты, на каждое здание огромными буквами. Читайте, думайте.
«Утро вечера мудренее» — не надо доверять своим чувствам и разуму, так как после грехопадения они поддаются лжи, они искажены, дают неверное представление о действительности. Поэтому один из аскетических законов гласит: не принимай сразу решения.
«Бог дал — Бог и взял» — почему из огромного объёма библейских страниц русские выбрали именно эту маленькую цитату из книги Иова Ветхого Завета? Потому что в ней сконцентрировано одно из главных положений веры — упование на Промысл Божий, ограниченние своего видения жизни, любовь Божия к человеку, несмотря на наличие скорбей и страданий. Дело в том, чтобы не только прочесть и знать Слово Божие, но и уметь вычленить главное, что и сделали русские люди, в отличие от других народов. Широкое распространение подобных поговорок говорит о правильной иерархии ценностей в сознании русского народа.
«Бог видит, кто кого обидит» — вот ответ русских людей всем революционерам: Бог Сам разберётся с обидчиками лучше нас. «Лучше обиженным быть, чем в обидчиках ходить».
«На Бога положишься — не обложишься»; «Бог даст день — даст и пищу» — утешительная надежда на Божию милость вела к искренней преданности русских Божиему Промыслу. Но вдумайтесь, как мудр русский человек, ведь такая безоглядность на потери и несчастья не обернулась для нас безпечностью или нерадением! Мы себя всегда остерегаем: «На Бога надейся, а сам не плошай»; «Богу молись, а сам к берегу гребись»; «Бережёного Бог бережёт».
«Бог не выдаст — свинья не съест» — какие простые слова. Кому-то они покажутся слишком примитивными и несерьёзными. Но смысл! Оказывается, никакое зло не коснётся нас, если Бог не попустит. Своих Бог не выдаёт! Отсюда вывод простой: стань Божиим человеком, а не жалуйся на несправедливость.
«Без Бога ни до порога» — трудно понять западному человеку такую преданность воле Божией русского человека — во всём. Никакое дело не начиналось и не оканчивалось без Бога, всё освящалось Божиим присутствием. А западный человек и наши маловеры норовят принять двойную мораль: в церкви ты один, в жизни — всё иначе.
«Бог кого любит — того наказывает» — вольный перевод цитаты из книги Притчей: «Его же любит Господь — наказует». И опять же не устаём удивляться: современный человек с двумя высшими образованиями это ни понять, ни объяснить не может, а простой русский человек не только понимал, но ещё закреплял на века частым повторением как поговорки, как само собой разумеющегося и всеми принятого. Вот тебе и «невежество» тёмного народа!
«Хорошо там, где нас нет». Русский народ понимал, что там, где мы, — плохо всегда. Но и считать, что где-то лучше, глупо. Где родился, там и пригодился. Мечта о будущем либеральном рае разбивается об одну-единственную простенькую народную пословицу. Хорош этот будущий либеральный рай только по одной причине: нас там нет. А как придём…
Высшее богословие проникло даже в детские считалочки: «Сатана гордился — с неба свалился; фараон гордился — в море утопился; а мы гордимся — куда годимся?» Гордыню, которую сегодня в скрытом виде так пестуют, русский народ ставит на подобающее ей место — в число первых грехов, помня известные слова из книги Притчей: «Господь гордым противится, смиренным же даёт благодать» (Притч. 3,34). Народ скажет это попроще: «Не чванься, квас, — не лучше нас».
Порой для простого читателя Библия непонятна. Для того и придумывали наши предки ёмкие фразы, чтобы легче воспринималась на слух библейская премудрость. «Иже утверждается на лжах, пасет ветры, той же поженет птицы парящия» — согласитесь, что не просто понять читающему, что такое пасти ветер или гоняться за птицами. Зато все мы внимаем слову неведомого нам русского мудреца, который, прочитав и поняв, выразил это для нас русским слогом: «Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься».
Сколько копий сломано при решении вопроса о влиянии Запада! А русский народ о тех, кто забывает своё, родное, добротное, верное, напоминал слова из Писания: «Из источника чуждаго не пий, да многое время поживеши и приложатся тебе лета живота» . Из глубины веков напомнят русские прапрапрадеды в генной глубине всплывающими в нашей памяти присловьями: «В чужих руках ломоть велик»; «На чужое добро руки чешутся»; «Не дери глаз на чужой квас»; «На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой затевай»; «Чужим хлебом да чужим умом недолго проживёшь»; «Эх, чужая одёжа не надёжа»…
Как учили, к примеру, ребёнка трудолюбию? Разве многократными нудными уговорами: работай, трудись — многого добьёшься? Нет. Ясным, единожды услышанным, легко и на всю жизнь запоминающимся правилом: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»; «Любишь кататься — люби и саночки возить!» Внуку запоминалось дедово раздумчивое, вперемежку с воспоминаниями о своей жизни: «Деньги могут многое, а правда — всё!» Вот так и воспитывали — заветами, оставленными в пословицах, которые детская восприимчивая душа хватает на лету, вбирает в пытливую память, а затем спустя годы дорастает до смысла осевшего в сердце неосмысленным прежде грузом.
Помню, я тоже очень любил бабушкины присказки. Хотя употреблял их часто, не понимая смысла. Понятие пришло позднее. Например, бабушка часто повторяла: «Вольному воля, спасённому Рай». Любил я ввернуть эти красивые слова, но смущало недопонимание. Если кто-то хочет получить свободу — пусть получит, а вот кто отказывается от этого — тому… Рай? Получается, что Рая достигает тот, кто от свободы отказывается? В советские времена эту загадку я решить не мог, стыдясь признаться в том, что я, получивший высшее образование, не могу понять присказки бабушки с двумя классами образования. Только после знакомства с Евангелием всё стало понятно: да, только добровольный отказ от свободы своей, от своей воли — может привести к спасению. Как-то я рискнул дать задание по этой поговорке студентам — результат оказался ожидаемым: никто даже близко к истинному смыслу её подойти не смог.
Ныне опорой в преподавании искусства слова должны стать Священное Писание и народная мудрость русских пословиц, идущие рука об руку. Пословицы, как компас, должны присутствовать на каждом уроке по литературе, чтобы сверять наши мнения по поводу тех или иных героев и событий. Приведу примеры пословиц и поговорок, которые можно применить при изучении программных произведений.
«Горе от ума»: «Чужие грехи пред очами, а свои за плечами»; «Шутить — шути, да людей не мути»; «Любишь шутки над Фомой, так люби и над собой»; «Встретил низкое — перешагни, встретил высокое — нагнись».
«Гроза»: «В тихом омуте черти водятся»; «Не бойся богатого грозы, бойся убогого слезы»; «Глаза лучистые, да мысли нечистые»; «Кто Бога не боится, тот и людей не стыдится»;  «Шила в мешке не утаишь»; «За терпенье есть спасенье»; «Истинно могуч тот, кто побеждает самого себя».
«Отцы и дети»: «Что посеешь, то и пожнёшь»; «На спор не будь скор»; «Когда двое сердятся, оба виноваты»; «Лучше в обиде быть, чем в обидчиках»; «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает».
«Обломов»: «Боже-то поможи, да и сам на боку не лежи»; «Лучше синица в руке, чем журавль в небе»; «Тихое озеро быстро тиной зарастает»; «То золото не золото, что не было под молотом».
«Преступление и наказание»: «Умел грешить — умей каяться»; «Упавшего не считай за пропавшего»; «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом»; «Беда да мука тоже наука».
Да, в народной мудрости выражен порой совершенно иной взгляд на жизнь, чем в толкованиях учебников.
Николай ЛОБАСТОВ,  
редактор газеты «Свет Православия» Нижегородской области

предыдущая    следующая