Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

«НЕ ХОРОШО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКУ ОДНОМУ»

Как сказал Господь Бог и добавил: «...сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.II, 18). И возликовал Адам, увидев Еву: «…это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт.II, 23). Адам увидел в своей жене равночестное существо, с которым он должен жить нераздельно. Так понимал первый человек брак.

Русская Православная Церковь принимает определение брака, данное ещё в III веке римским юристом Модестином: «Брак есть союз мужчины и женщины, общность всей жизни, соучастие в Божеском и человеческом праве». Брак — одно из семи таинств. «Таинством называется такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святаго Духа, или спасительная сила Божия», — сказано в Законе Божием. Но брачные отношения получают эту спасительную силу только в венчанном браке. Богопротивная же власть советского периода поощряла так называемые гражданские браки, не имеющие Божьей благодати. Тем не менее Церковь с уважением относится и к бракам, заключенным в соответствии с гражданским законодательством. Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года осудил действия тех духовников, которые объявляли своим чадам гражданские браки незаконными или блудом. Отметим, что законные гражданские браки следует отличать от прелюбодейного сожительства, которое большая часть населения нашей страны почему-то называет «гражданским браком».

По утверждению Тертуллиана, брак, «скреплённый Церковью, подтвержденный жертвоприношением (Евхаристией), запечатлевается благословением и вписывается на небесах ангелами». Этого не происходит во время гражданского бракосочетания, поэтому и венчаются по первому чину даже разведённые христиане, состоявшие ранее в невенчанном гражданском браке. К сожалению, не все пары в полной мере понимают смысл и ответственность венчания. Одни приходят скрепить свой союз из-за того, что венчаться нынче модно, другим нравится красота обряда. А многие ли знают, что можно быть недостойно повенчанными? Многие ли задумываются, что означают венцы, возлагаемые на главы жениха и невесты? Это не символ власти и не просто красивый атрибут обряда венчания. Венец — символ страдания — принимается венчающимися как награда за победу над плотскими страстями. Возложение же венца на главу означает, что жених и невеста не вступили до свадьбы в незаконное соитие.

Как в древнее, так и в настоящее время, не умаляя достоинства женщины, Церковь видит в браке её подчинённое положение по отношению к мужу. Как бы заранее отвечая на современный вопрос о равенстве полов в семье, св.Иоанн Златоуст сказал: «Жена — второе начало; значит, не должна требовать равенства с мужем, так как стоит под главою. Ибо где равенство, там не может быть мира… нужно, чтобы было одно начальство». С другой стороны, подчинённое положение жены не означает деспотизма со стороны мужа. Муж должен возлюбить супругу, как Христос возлюбил Церковь, и если надо, то и отдать за неё свою жизнь. А венец жизни в браке — дети, как безценный Божий дар за праведную жизнь. И отвергать этот дар есть грех смертельный.

Александр Смирнов

предыдущая    следующая