Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ОТ НУЛЯ ДО ЧЕТЫРЁХ

А. Венецианов. Первые шагиНа первом году жизни ребёнка закладывается фундамент его здоровья на долгие годы. Не допустить того, чтобы он заболел, закалить, подольше кормить грудью, дать полноценное дополнительное питание — это первое, к чему мы стремились с самого рождения сына. А ещё — постоянное общение с малышом: чаще брать на руки, не оставлять одного играть в комнате, улыбаться ему, не взирая на настроение и самочувствие, разговаривать. Очень важно не дать ребёнку почувствовать одиночество и страх от первых столкновений с неведомым и незнакомым ему миром.

Мы справились с задачей. К году Илюша умел пить из чашки и есть ложкой, правда, не совсем «по адресу»: кормил и уши, и глаза, но тем не менее знал, откуда брать и куда нести. Знал много игр и потешек: «гули прилетели», «сорока-белобока», «ладушки», «колпачок», «прятушки»… Знал многих животных и подражал тому, как они кричат. С ним было просто: нужно было только оставаться в поле его зрения или быть рядом, управляясь с домашними делами. Он не канючил, не капризничал, развлекал себя игрушками. Мы приучили ходить его на горшочек по часам, таким образом обойдясь без громоздких неудобных памперсов.

Первые два года Илюша обходился несколькими словами и набором разнообразных звуков. А потом заговорил сразу полноценными предложениями. С этого дня он говорил почти без умолку: «почемучкал», требовал, чтобы ему читали книжки, рассказывали сказки, пели песни и читали стихи. Сам скоро выучил много песенок и стишков и, играя, сам с собою разговаривал или повторял какой-нибудь стишок. Особенно ему нравилось есенинское «Черёмуха душистая», его он мог повторять безконечно. Услышав его самозабвенную декламацию (а он получал явное удовольствие от повторения вслух «Черёмухи»), я провела эксперимент: разучила с ним несколько стихов — обычных, весёлых — и «Белая берёза под моим окном». Он тут же упоённо стал декламировать «Берёзу»

Та же история была и с песнями. Я обратила внимание на то, что ему нравятся протяжные, напевные мелодии: с удовольствием слушал «Степь да степь кругом», «Ой, да ты калинушка», романсы. Потом он сам стал «заказывать» музыку: в доме были гитара, детские пианино и гармошка, и сын занимался тем, что заставлял меня извлекать из них звуки. При этом я должна была петь, а он подпевал. Меня переполняла радость: мой мальчик растёт и развивается, а я умею пока ещё разбираться в том, что ему близко и понятно. Я боялась только сделать что-то не так, повести себя неразумно, а в результате из сына вырастет жестокий и бездушный человек, с «каменным сердцем».

Говорил он всё бойчее, предложения становились сложными, а мы старались внести в его речь как можно больше эпитетов, описательных слов. Никогда не «сюсюкали» с ним, говорили «взрослыми» словами, как с равным. Старались привнести в повествование о чём-либо или о ком-нибудь эмоциональную окраску. «Видишь, как нехорошо поступил мальчик: обидел дедушку (маму, котика…), дедушка ждал помощи, а мальчик сделал вид, что не видит этого». Или что-то подобное, исходя из ситуации. Это и есть начатки знаний о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». «Плоды» обучения налицо: Илья ни разу не замахнулся на меня (как часто дети «грешат» этим!), я не слышала от него грубых слов.

Мы с ним много гуляли. Со временем я стала обращать его внимание на красоту окружающего мира: показывала цветы, листики, травинки, солнышко, жучков и бабочек и старалась рассказать что-то интересное об увиденном. Муравьи — работяги, пчёлы — хлопотуньи-труженицы, бабочка — танцуля… Звала посмотреть на красивый закат, как дождик пляшет по лужам, как сверкает на солнце сосулька. И он поражал меня, когда на расспросы об увиденном говорил, что видел грустного ёжика, весёленькие цветочки или что злой мороз на улице старался ухватить его за нос.

Телевизор мы с ним не смотрели. Я решила, что знакомство с телевизором в таком раннем возрасте пользы не принесёт, а навредить может. Игрушек у него было не очень много, но все любимые и разнообразные. Не было только детского оружия: я не хотела в этом возрасте приучать его к мысли, что в этом мире существует возможность насилия над другой жизнью.

 Когда ездили на дачу, приобщали малыша к общему делу, давая понять, что без «помощи» трёхлетнего Илюши работа будет не выполнена. Поручали посильный труд под присмотром взрослых: вынести кучки травы с огорода, полить кружечкой хрупкие ростки овощей… Любую работу он выполнял с радостью. Конечно же, особую и самую приятную часть огородничества составлял обед на свежем воздухе с неизменным костром, для которого он собирал веточки.

Когда же приходило время сбора урожая, ему показывали мощные кусты и плетни с плодами и напоминали, что это с его помощью выросли такие замечательные кабачки, помидоры, капуста, ведь он освобождал их от сорняков и поил водичкой, рыхлил грабельками, давая дышать. Подчёркивали, что малыш — наш кормилец. Дома, уплетая борщ, он приговаривал, что вот какие вкусные овощи мы вырастили и какой теперь вкусный из них получился суп.

Е.Богушева

предыдущая    следующая