Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Протоиерей Владислав СВЕШНИКОВ, г.Москва

АСКЕТИЗМ ВОСПИТАНИЯ

При московском храме Трех Святителей на Кулишках три года назад открылась "Школа православной семьи". Недавно опыт работы этой "Школы" был собран в книге "Подвиг семейного воспитания". Публикуем отрывок из этого сборника.

…Если бы родители представляли метафизический смысл понятия отец и мать! Увы, чаще всего наша семейная жизнь лишена каких-либо высоких целей и четко осознаваемых творческих задач - мы просто живем. И семейная жизнь, и самое высокое, благороднейшее и утонченнейшее искусство на земле - искусство воспитания детей - почти всегда недооценивается и продешевляется. К нему относятся так, как если бы оно было доступно каждому, кто может физически родить ребенка. Духовная ответственность перед Богом или вовсе не принимается во внимание, или приобретает патетически-картонный оттенок.

Небрежность, безпомощность и безответственность родителей, возраставшая из поколения в поколение и приведшая к современному падению нравов, к господствующим в обществе разрушительным настроениям, - это все страшные следствия оскудения духовной традиции в нашей жизни.

Воспитание - великое дело, когда им занимается мать-христианка, в которой действуют духовно-нравственные силы, дающие ей и младенцу переживание подлинного добра, подлинной красоты, света, любви. Если они истинные, а не внешне-сентиментальные, они входят в плоть и кровь младенца. Потому-то женщина и спасается чадородием: ею передается в эту жизнь то существо, которому она сумела - если сознательно, то еще лучше - передать те духовные устремления, которые делают человека человеком.

Но мы - плохие родители, нерадивые. И женщины упускают время чревоношения для начала воспитания не только духовного, но и просто нравственного. А потом мы удивляемся, откуда у нас такие дети. А ведь их поведение, устремления - это, помимо всего прочего, еще и следствие нашего воспитания. Ведь не нотациями и морализаторством мы воспитываем. Если в семье мир и согласие, тишина и любовь, то от одного этого дитя приобретает нормальный духовный опыт. Если в доме разногласия, ссоры, соперничество родителей - словом, какое бы то ни было проявление нелюбви, то ребенок получает такие душевные раны, которые потом придется залечивать всю жизнь. И неизвестно, получится ли. Так, не думая, можно калечить, уродовать собственных детей.

Господь, конечно, может особым образом вырвать из бездн безобразного воспитания, но каждый раз это особое чудо Божие. Поэтому те матери, которые упустили время для истинного воспитания детей и вырастили не настоящих, а фальшивых людей, не должны теперь упустить время для покаяния и молитвы, чтобы Господь снова сотворил чудо и воздвиг из этих камней детей Аврааму.

Подмена высокого понятия материнства может быть трагичной, нравственно и духовно калечащей ребенка, но искаженно понятый смысл отцовства разрушает саму основу развития христианской духовности.

Даже в XIX веке, довольно близком к нам, нравственное переживание того, что есть отец, было более отчетливым и органичным. Сейчас же смысл отцовства сводится к чисто физиологической функции: отец - это тот, с помощью которого мать рождает ребенка… Отец сам ставит себя в такое положение. Причиной этого серьезнейшего симптома духовного нездоровья многих семей является демоническая работа, направленная на ослабление и разрушение у современных людей представления об отце как о человеке подлинно ответственном. Отец сознательно или несознательно способствует тому, чтобы эта ответственность была с него снята, когда живет по известной формуле: "тахта, тапочки, телевизор".

Со всех сторон человек испытывает мощное воздействие разных явлений, направленных на уничтожение чувства отцовства. При таком отношении к отцу земному какое же может быть почитание Отца Небесного? А ведь истинно понятое и прожитое сердцем чувство отцовства позволяет и к Богу-Отцу относиться как к отцу, только к этому переживанию добавляется еще переживания духовного плана, добавляется ощущение тончайшей иерархии мироздания.

В наших семьях, утративших основы духовности, отцы давно перестали быть теми, кем должны. Одновременно утрачено и понимание истинного сыновства. Теперь если мы и требуем послушания от наших детей, то чаще всего потому, что это послушание нам удобно, а совсем не в религиозном смысле.

Слово Отечество, соединяющее сегодняшнюю жизнь с прошлой, с "гнездом отцов" (И.Ильин), либо вовсе не употребляется, либо - торжественно-безсмысленно. Оно вытеснено словом Родина (место, где родился физически) или совсем уж безлико-административным - страна. Но именно в традиционной христианской семье и закладывается правильное отношение и к земному Отечеству, и к Небесному.

Сейчас мы должны просить и молиться. Еще можно и нужно искать отца и сына в себе, тогда и духовное восприятие станет настоящим внутренним двигателем нашей жизни, ведущим как надо и куда надо. А мы, как ведомые, не будем лишены творчества, потому что готовность быть ведомым - это настоящее творчество. Быть ведомым - это значит учиться быть верным учеником Божиим.

† † †

Многие церковные люди полагают, что их имманентного бытия в лоне Церкви вполне достаточно, и что, вероятно, они в числе спасающихся. Чаще всего, дети таких людей в числе спасающихся находятся лет до четырнадцати, а потом перестают быть в числе спасающихся и переходят в лагерь погибающих. Есть надежда, что со временем все заложенное до четырнадцати лет вновь вспыхнет в душе взрослого человека, но будет не то чтобы поздно (вернуться к правде Божией никогда не поздно), но утрат будет уже много. Для покаяния это иногда и лучше, острей бывает покаяние, но шрамы болят, даже когда вроде бы и раны нет.

Есть несколько причин у этой беды. Главная ошибка - ошибка в религиозном отношении к тому, что может сделать Бог, и что можешь сделать ты. Ошибка заурядная, но очень серьезная. Она состоит чаще всего в том, что многие берут на себя функции Бога, а своих функций не исполняют. Стремятся сами делать то, что лучше предоставить Богу, а что по долгу нужно делать самим, отдают якобы Богу, да еще и с отговоркой, с нашей обычной православной отговоркой: "Воля Божья, что Бог решит, то и ладно!" - а на самом деле, отдавали не Богу, а улице или школе.

Раньше, в христианском обществе, да еще и людям более смиренным и менее упрямым, чем люди теперешние, так любящие настаивать на своей правде, было легче увидеть свои грехи. Люди легче признавали свою неправоту. Теперь же многие ошибки воспитания становятся очевидными лет через пять, а то и позже.

Другая причина наших провалов в воспитании - действие мира. Мы вступаем в критическую фазу мировой истории. Кризис по-гречески означает суд. Из этой критической фазы можно выйти либо оправданным и обновленным, либо осужденным и погибшим. И понятно, что в этой ситуации разрушительные силы действуют с особенной злобной энергией, направленной на то, чтобы распад шел безостановочно. Одно из главных направлений удара этих разрушительных сил - дети.

Мир - чрезвычайно мощный инструмент воздействия на души детей. Целенаправленное, развратное влияние средств массовой информации оказывается гораздо более ярким и действенным, чем все наши воспитательные усилия.

И мы не готовы к сражению за души детей. Вообразим на минуту, что нам предоставили телевизионный канал, о чем благодушно грезят некоторые православные мечтатели. Допустим, что нашелся сочувствующий Церкви банкир, который приобрел телеканал и отдал его православным. Соберем самые яркие, талантливые силы - и что дальше? Ничего. Хватит ли нам передач даже на три дня? Если на три дня и хватит, на неделю не хватит точно. Обличительная линия будет занимать около часа в день. А положительная, конструктивная линия высокого духовного знания и переживания не разработана у нас абсолютно.

Ясно, что никакими разовыми, даже очень горячими родительскими порывами ничего не добиться, потому что большую часть времени ребенок находится вне поля внимания родителей, даже когда они не работают. Есть домашние дела, другие обязанности, но самое важное: невозможно уследить за мистическим влиянием мира, которое в некоторых случаях проявляется довольно открыто, а в некоторых - гораздо тоньше.

Влияния мира разрушает духовное и нравственное сознание. Вполне возможно, что уже в следующем поколении или через одно-два поколения вырастет новое общество, абсолютно непонятное тем, кто доживет до того времени. И если наши дети не сумеют начать жить в Церкви, воздействия мира возьмут свое, неизбежно победит либо церковность, либо все краски мира, преимущественно греховного, но очень влекущего своей греховностью.

Только противостояние разрушительной силе зла, только одно из главных направлений противостояния - укрепление семейной жизни - поможет и каждому отдельно, и общей ситуации в православном мире. Если еще истории суждено быть, то история будет дальше осуществляться при наличии этого противостояния, живого, сильного - и с любовью.

В воспитании детей прежде всего нужно воспитать самих себя. Очевидно, что тепло семейного бытия, конечно, воспитывает куда больше, чем любые слова. И наоборот, нудными словами родители достигают отрицательного эффекта.

Что же делать для того, чтобы церковность пронизывала все проявления жизни, стала желанной для детей? Напрасно кто-то думает, что найдутся общие для всех и навсегда ответы. Необходим личный, свободный и ответственный поиск. Перефразируя великого старца нашего времени, прп.Силуана Афонского, который сказал: "Молиться о людях - это кровь проливать", можно сказать: "Воспитывать детей - это кровь проливать". Кто думает, что настоящее воспитание может обойтись без большой крови со стороны родителей, тот уже сдался. И дальше остается надеяться только на чудо. А чудо, знаете, дело такое: то ли будет, то ли нет. И потом, чудо тоже надо зарабатывать.

Надо собирать опыт, надо искать примеры хорошего строительства семьи. От нас требуется не прорыв, а постоянное и мощное аскетическое действие; подвиг семейного воспитания должен стать нашей главной жизненной установкой.

† † †

У меня была такая ошибка. Я считал - дети со мною, ходят в церковь все время, дом рядом с церковью; этого более чем достаточно. Даже подружек и друзей у детей не было, мы жили замкнуто своей семьей. Нельзя сказать, что мы с матушкой ничего не делали, было общение с детьми, совместные прогулки. Много позже выяснилось, как недостаточно такое воспитание. Нужно целенаправленное и постоянное движение вместе с детьми.

…Помню, сижу как-то у моей старинной знакомой, жду своего друга, а он задерживается. Я говорю с ней, его женой, и разговаривает она со мной не то чтобы невнимательно и отвечает впопад, все, вроде, нормально; а в то же время она как будто отчасти на стороне находится. Что-то непонятное. Я говорю: "Нина, что я сейчас сказал?" - она точно повторяет. "Я думал, ты не слушаешь". "Да нет, я тебя слушаю, отец. Но одновременно я слышу все то, что происходит в соседней комнате, где дети. Ни на одну минуту внимание не уходит". Вот это норма настоящего родительского отношения, но только одна его составляющая - внимание. Это еще не настоящее воспитание, это та психологическая почва, на которой оно может появиться. И все равно, какая трудная задача постоянно быть внимательным!

…В сельском приходе Тверской области у меня было только двое молодых людей верующих. Юноша и девушка. Я спрашивал маму молодого человека: "Как он вырос верующим? Никого больше нет, ни одного из сверстников". Она рассказывает: "Я работала телефонистской. Пока работаю, штекер включаю автоматически, а душа все время дома: как Сережа? что с Сережей? Мысленно уже бегу домой. Ставлю еду и начинаю молиться с ним, начинаю рассказывать ему, читать". И даже при таком серьезном воспитании, он пережил некоторое охлаждение к вере. Но в армейской части единственный был не комсомолец, и в этом маленьком городе он тоже был единственный не комсомолец. Он был больше на переднем крае, чем москвичи. Здесь всегда находились какие-то друзья, тоже не комсомольцы, вместе все-таки полегче. В армии офицер вырывал у него крестик, он клал его в рот, сжимал зубы и не выпускал. Сейчас он священник в Тверской епархии.

† † †

Если мы решаем, где центр задачи - увлечь ли детей от мира, либо сделать нечто для них в мире годным, радостным и желанным, - я думаю, что святые Отцы IV-го века с большим удивлением посмотрели бы на саму постановку задачи. Для них было ясно, что слова Христос, истинный Бог наш, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущаго в мир, дают совершенно иную установку. Она состоит не в том, чтобы отвергнуть мир в целом, а в том, чтобы найти способы и методы просвещения мира христианским сознанием. Но эта задача куда сложнее и важнее. Конечно, просто говорить: "мир безобразен", и во многих отношениях так оно и есть. Во всяком случае в тех тенденциях, которые сейчас проявляются, он просто отвратителен.

…Но Христос пришел не для того, чтобы погубить мир, а для того, чтобы спасти. Спасти - значит отбросить смертельное и дезориентирующее содержание, и найти то содержание, которое может быть очищено и просвещено. Мир состоит из людей, и три из восьми библейских значений слова "мир" относятся к человеческой общности. Значит, речь идет о том, чтобы просвещать мир человеческими усилиями, отвергая, конечно, все то в мире, что является исключительно похотью плоти, похотью очей, гордостью житейской.

Нужно не просто ограждать от этого мира, не просто искать традиционные церковные формы отношений, но создавать возможность единства с теми людьми, которые, хоть и с грузом своего отвратительного опыта, живут рядом с нами.

Мы воспитаем своих детей в резервации, в лучшем случае, до 14-ти лет, до этого времени еще могут действовать запретительные меры. Дальше дети возьмут свое.

- Отец Владислав, есть сила убеждения матери. Неужели материнское сердце и пастырский опыт не найдут слов для убеждения детей?

- Не всякий благой опыт универсален. Почему-то некоторые из детей уже в пять лет безобразники. И причастие, и другие благодатные средства оказываются недостаточными. Если бы было так, как вы говорите, наши дети просвещали бы мир, и он бы двигался бодрым шагом к Христовой Церкви. Грустный опыт имеется не только в неблагополучных семьях, но и в тех семьях, где родители прилагают огромные усилия. Не всегда получается действовать по твердому, ясному и желанному правилу. Вы говорите, исходя из того положения, что будто бы грехопадения Адамова нет, или оно даже и было, но его результаты снялись пришествием Христа в мир. И можно тем, кто принял Христа верою и сердцем, жить благополучно. К сожалению, было и Адамово преступление, и плоды его, которые сказываются не только через влияние мира, но и через дурную генетику, даже православных родителей, дети которых родились в христианском браке. Оказывается, на деле все гораздо сложней, и нужны мощные и многообразные меры для того, чтобы, в частности, уменьшить влияние мира. Потому что, по сути, когда мы говорим о влиянии мира, мы имеем в виду одно - грех. Греховные влияния мира были бы бездейственными, если бы они не ложились на врожденные склонности наших душ.

109028 Москва, Малый Трехсвятительский пер., д.4/5. Храм Трех Святителей на Кулишках (Школа православной семьи). По вопросам приобретения книг просьба обращаться по тел. (095) 917-84-38; 917-99-81.