Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

НЕ ПОТЕРЯТЬ ДЕТЕЙ

В петродворцовской школе "Золотое крыльцо", созданной тринадцать лет назад, собрались творческие люди, подвижники, любящие детей и свое дело. Слово - директору школы Галине Николаевне ФЕДОРОВОЙ:

- К сожалению, в современной школе побеждает информационный подход к образованию. Ставится цель вложить в учеников наибольшее количество различных знаний. Не раз приходилось наблюдать в учительской, как сами преподаватели перед уроком судорожно пытаются запомнить огромное количество научных терминов. Представляется, что подход должен быть иной. Детская душа - не бездонная бочка, которую во что бы то ни стало надо заполнить определенным объемом различных сведений. Школа не должна перегружать учеников множеством второстепенной информации (для этого существуют справочники), а давать основополагающие знания. Ребенок не воспринимает сведений, которые не развивают, не затрагивают его душу. Не бывает нейтральных знаний. Они или ведут к Свету, или губят.

Думается, что школа должна пробуждать в ребенке способности к наукам, данным ему от Бога. Через трудолюбие взращивать в нем дары. Большинство же современных педагогических методик ради развития в детях талантов пробуждают в их душах различные страсти - тщеславие, гордыню, сребролюбие, манипулируя которыми, заставляют их позже выдавать желаемый результат.

Многие наши учителя стали верующими, еще работая в государственных школах и наблюдая, как там калечат детей. Но если к имеющейся школьной программе механически добавить преподавание Закона Божия, то ничего хорошего не получится. Нельзя истину смешать с ложью. Нам приходится создавать свои учебные планы, программы. Нашими преподавателями полностью подготовлены учебники начальной школы, изменяется преподавание средней школы.

Считаю, что школьная реформа 1960-х годов окончательно заформализовала преподавание русского языка (до того времени еще сохранялись дореволюционные традиции). Ребенок не может изучать родной язык по канцеляризмам. И предложений типа "Мама мыла раму" наши дети не пишут, мы сразу им даем серьезные тексты классической литературы. Поэтому, конечно, на первых порах допускают много ошибок. Но если ребенку говорить: ты только те слова пиши, правописание которых знаешь, не бери сложных слов, - это все и приводит к тому, что мы наблюдаем вокруг, - упрощение, обезличивание, выхолащивание смысла. То, что творится сейчас с русским языком, - страшно. Слог - это же душа, это мысли. И в своих сочинениях наши дети пишут все, что чувствуют. На наиболее часто встречающиеся ошибки вводим правила, и к старшим классам проблема орфографии исчезает, все дети пишут грамотно. Во 2-3-их классах читаем вслух "Детские годы Багрова внука" Аксакова, "Лето Господне" Шмелева - в 4-м. Так и всю русскую классику прочитываем.

Думается, на уроках биологии дети должны познавать красоту и мудрость творения Божьего, взаимопомощи зверушек и растений, а не то, что усиленно пропагандируется нынче: сплошное поедание друг друга и размножение. На уроках истории необходимо постигать ее христианский смысл, героическое начало жизни нашего Отечества.

На рисовании мы с учениками долго занимаемся копированием красивых картин для того, чтобы ребенок собрал все душевные силы, напрягся насколько возможно, дабы приблизится к той высоте духа, которая была тогда у художника. Это приучает и к тщательности, старательности, трудолюбию. Обычно сейчас наблюдаем другой подход: дети выражают себя. Но что они могут выразить - лишь гордыню, свои болезни, страсти. Это и отражается в рисунках.

Более тридцать лет назад в школе произошла замена перьевой ручки на шариковую. А ведь перо учит учиться, учит терпению, старательности, тщательности, серьезному отношению к любому делу. Каллиграфия - это возможность максимального напряжения, сосредоточения. Мы ценим только то, что трудно дается. Знаем, что Царство Небесное нудится. Если человек не трудолюбив, он не может себя заставить ни молиться, ни на доброе дело понудить. Поэтому-то в обычную расхристанную школьную программу невозможно ввести Закон Божий. Лодырю, ребенку с холодным сердцем, который не любит ни друзей, ни маму, ни зверушек - это впрок не пойдет. Надо пересматривать весь процесс обучения в школе. За детей надо бороться, за каждое движение их души.

Если ребенок пишет конспект без-образно, он не сможет его красиво пересказать. Тщательный конспект запоминается с первого раза, а неряшливый выучить трудно. Ведь если при письме мы стараемся, вкладываем усилия, то когда перечитываем, невидимо получаем это назад. Можно даже сказать, что проявляется некая сила памяти. Раньше-то какая была у людей память - бездонная просто. Священное Писание, Псалтирь знали наизусть, старики часами читали былины. То же самое можем сказать о своих учениках. Пока они до девятого класса писали пером, то обладали феноменальной памятью. Сказки Пушкина, поэмы без труда выучивали полностью. Это нетрудно объяснить. При письме пером работает мелкая мускулатура пальцев, ответственная за важные отделы головного мозга. Шариковая же ручка фиксирует положение пальцев, они не движутся. Так как большинство современных детей лишены тщательной мелкой работы (рукоделия, вышивки), простое перо - наш большой помощник.

Надеяться на то, что у нас просто так родятся Сергии Радонежские, когда за нашими спинами нет святых родителей, дедушек и бабушек, нам не приходится. Поэтому наших детей все время куда-то уводит с ровного пути, им часто грозит опасность. Их необходимо учить собирать свои духовные и физические силы. Серьезный труд дает этот навык.

Да, мир навалится на них еще не раз, но с возмужанием, я уверена, они разберут, где свет, а где тьма.

† † †

Конечно, обучение мальчиков и девочек должно быть раздельное, встречаться они могут на вечерах, посвященных праздникам Рождества, Пасхи. К сожалению, у нас не так. Но я заметила, что когда они правильно развиваются, а я надеюсь, что они у нас более-менее правильно развиваются (раздельное преподавание труда и физкультуры, занятия фольклором многое дают), они интуитивно чувствуют различие, естественно рождается чувство стеснения. Друг на друга поглядывают, но не сближаются, девочка к мальчику не сядет, и наоборот. Девочки сидят отдельно, с одной стороны, мальчики с другой.

Дети хорошо успевают по школьным предметам, друг с другом дружны.

- Какой статус школы "Золотое крыльцо"?

- Первые три года, когда наша школа еще входила в состав гимназии при Госуниверситете, мы были школой, придерживающейся традиций русской культуры. По мере воцерковления детей вводили предметы, связанные с Православием. Теперь каждую неделю к нам приходит священник, нас окормляет отец Викторин Кадников, настоятель церкви Пресвятой Троицы в пос.Гостилицы; с первого класса дети изучают церковнославянский язык; учителя говорят о вере через свой предмет.

На пятый год мы были вынуждены зарегистрироваться как частная школа. На седьмой год получили лицензию, государственный стандарт выполняем, а аккредитации у нас нет. Несколько лет надеялись, что кто-то откликнется, позволит нам быть экспериментальной площадкой при государственной школе. Но этого не произошло. Школу полностью содержат родители, к сожалению, у нас нет своих помещений, нас приютил клуб, мы благодарны директору Александру Александровичу Сафонову. Хотелось бы заниматься с детьми и по вечерам - они прекрасно мастерят, лепят, ведь их родители работают, они фактически брошены, но негде заниматься.

Необходимое дополнение. У нас нет идиллии, есть свои проблемы. Из-за нестроений с помещениями, материальными трудностями немногие из наших детей могут отучиться у нас с 1-го до 11 класса. И это сказывается.

Если бы взрослые наконец поняли, что дети гибнут, думаю, и наш опыт стал бы востребован. Мы потеряем детей, значит, потеряем все. Для кого мы открываем церкви? Только для старушек? Стратегическая задача, как я ее понимаю, - это единая национальная программа. Ее наработками мы и занимаемся.

† † †

Ответ на вопрос о том, каким должно быть образование в России, дал в свое время Александр Сергеевич Пушкин своим последним произведением "Капитанская дочка". Вспомним его. Исследуя поведение героев во время тяжких испытаний, выпавших на их долю, Пушкин убедительно развенчивает тип просвещения, лишенного Света. Швабрин, взращенный на ложной французской морали, оказывается на поверку негодяем и предателем. Гринев, чье воспитание напоминает воспитание Татьяны Лариной - полуфранцузское, не утратил душевную чистоту, но все же запутался в жизни. Спасает положение Маша - дочь штабс-капитана Миронова, которая находилась в полном послушании родителям и никаких книг, кроме Священного Писания, в руки не брала. Именно она, "непросвещенная" и кроткая, обнаруживает истинную силу духа в борьбе за Правду, спасает положение, всех выручает, она - ключевой центр, в лихую минуту оказывается той соломинкой, которая вытягивает всех. Таков ответ Пушкина на то, каким должно быть образование. Хотелось бы попросить наших правителей, наблюдающих и уже пожинающих плоды просвещения без Христа, накануне предстоящей школьной реформы прислушаться к совету гения русской литературы.

г.Петродворец, Старый Петергоф, ул.Чичеренская, 11/4. Клуб "Меридиан", школа "Золотая крыльцо". Тел. 428-70-01.

М.Михайлова