Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

НАШ ДРУГ — ВРЕМЯ

Митрополит Лимассольский Афанасий о разумном использовании свободного времени

Независимо от того, хочет человек этого или нет, время бежит и с каждым годом возраст человека прибавляется. Так же незаметно для человека в его жизни начинает действовать и другой фактор: растёт прошлое и сокращается будущее его земного бытия. Сознание этого факта очень ценно: если им правильно пользоваться, оно может помочь человеку прийти к познанию множества вещей и рассудительно поступать в разных жизненных обстоятельствах.

Будем стараться использовать наше свободное время с рассуждением, подходя к этому вопросу духовно, ибо с каждого из нас будет спрошено на Страшном суде, как он использовал данное ему Богом время земной жизни. Насколько важен вопрос использования времени, можно увидеть на примере святых. Святым свойственна необычайная чувствительность в этом вопросе, они всегда старались пользоваться временем так, чтобы не пропала безцельно ни одна минута.

Сегодня можно часто услышать: «Боже, дай мне время, чтобы вырастить детей, женить их, устроить в жизни, закончить все дела, которые начал или планирую, сделать побольше доброго, завершить этот нескончаемый водоворот дел…». Однако задавался ли кто-нибудь вопросом, насколько всё это оправданно, ведь если бы человек жил и тысячу лет, всё равно ему не хватило бы времени разобраться со всеми своими делами. Человек постоянно задаётся тысячами вопросов, начинает множество предприятий, завершению которых не видно конца, и очень часто из-за этого страдает стрессом и не имеет покоя.

Что мы имеем в виду, когда говорим «покой»? По-настоящему обрести покой человек может только в том случае, если будет стараться ежедневно уделять хотя бы немного времени молитве. Если пос-ле напряжённого дня человек даже малое время посвятит общению со своим Творцом, со Пресвятым Духом, обильно изливаемым в Православной Церкви, то он непременно почувствует душевный мир, почувствует себя отдохнувшим, так как отдых — это не только путешествия или возможность для тела отдохнуть какое-то количество часов. Конечно, телесный отдых необходим, но душевный, духовный отдых является наиболее важным для человека, человек по-настоящему отдыхает душевно только тогда, когда приобретает живую связь с Богом. Посмотрите, как умиротворяется человек после посещения богослужений. К примеру, наш кипрский народ особенно любит посещать службы в период Успенского поста. Как красивы эти бого­служения, какие поются прекрасные тропари! Всё это помогает человеку, в котором есть жажда Бога, вознести мысль к Нему и приобщиться к Святому Духу. Эти тропари были написаны святыми, имевшими опыт личностного общения со Святым Духом, опыт присутствия Бога в их сердцах, и они с точностью выразили этот мистический опыт в словах церковных песнопений и в богослужебных текстах.

Присутствуя на богослужениях, мы приобретаем подлинное чувство отдохновения. Я верю, что тот душевный мир и успокоение, который верующий получает от участия в церковных службах, не могут дать человеку ни лучшие гостиницы мира, ни санатории. Ведь нередко бывает, что люди покидают подобные учреждения ещё более утомлёнными и душевно взволнованными.

В нашу эпоху можно наблюдать странную закономерность: многие люди проводят ночи в развлекательных центрах, в кафе и тому подобных местах, но вместо успокоения, умиротворения, уравновешенности и радости возвращаются оттуда в нервном возбуждении. С самого утра, как только просыпаются, они начинают кричать и ругаться, причём поводом для ссоры может служить самая незначительная причина. В Православной Церкви всё бывает с точностью наоборот. Святому Иоанну Златоусту принадлежит одно замечательное поучение: «Хочешь узнать, что такое Церковь и в чём состоит чудодейственность Церкви? Это довольно просто. Войди в храм и виждь: в храме волки превращаются в овец, входит разбойник, а выходит преподобный, входит гневливый, а выходит кроткий, входит человек, а выходит ангел!» И продолжает Божественный Златоуст: «Да что я говорю ангел? Входит человек, а выходит из нее бог по благодати».

Вот что значит Церковь. Никто не может оспорить, что, участвуя в службах, молебнах, слушая церковные гимны, человек обретает истинное умиротворение, по этой причине в Православной Церкви существует такое обилие богослужений.

Итак, способность правильно распоряжаться своим временем является великим даром человеку от Бога. Давайте постараемся научиться уделять должное время телесному отдыху, но главным нашим старанием да будет научиться молитве, отдавая ей наше свободное время. В нашей повседневной жизни нам встречается множество трудностей и разочарований, многие молодые люди находятся в безвыходной ситуации и из-за этого подвержены стрессам, множество вопросов возникает в их умах, смущая их души. В юности, когда человек ещё довольно беззащитен, ко всему прочему прибавляется и этот мрак неведения: человек не знает, кто он такой, что он делает, куда шествует, чего он хочет в точности. Но он может исцелиться, если начнёт мудро пользоваться своим временем, если научится правильно молиться, получая от молитвы силу, помощь и просвещение, так как Господь Сам является Светом, и Свет Божий, действующий в человеке, постепенно разрушит тьму духовного неведения.

http://www.klikovo.ru/db/msg/30346

предыдущая    следующая