Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«ПРАВОСЛАВНЫЙ ЁЖИК» И ДОБРЫЙ ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ

Почему я, православный христианин и миссионер, выступаю против «православных» ёжиков и именно «православных сказок», написанных конкретным человеком?

Во-первых, потому что Бог, Церковь, Православие, жития святых — всё это не должно ассоциироваться в детской душе со сказкой и мифами.

Во-вторых, упоминание имени Божьего в сказках — это нарушение заповеди: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх.20,7).

Часто приходится слышать возражения не в меру «продвинутых» православных: мол, в сказках герои сталкиваются с мифическими существами, колдунами, магами, ведьмами, сами пользуются магией и магическими предметами, а магия — это грех… Сказки якобы опасны для воспитания детей: они могут захотеть заниматься гаданиями и магией; нужны как раз «православные сказки» без магии и колдовства. Что можно ответить?

Главное предназначение сказки — показать ребёнку некую общую модель поведения мужчины и женщины в тех или иных ситуациях. Чтением сказок ребёнку прививаются именно эти модели поведения, а не детали их исполнения. Какая в русских сказках модель поведения мужчины на примере Ивана? Будь скромен; скрывай свой ум перед врагами; попав в трудную ситуацию, не теряй самообладания; будь упорным в достижении цели; сильных врагов бери умом и хитростью; помогай слабым и этим заработаешь себе верных друзей; не бросай в беде свою любовь; сделал ошибки — имей мужество ответить за них и преодолеть последствия своих ошибок. Во многих сказках достичь цели, выйти из трудной ситуации герою нельзя без помощи и вмешательства неких высших сил — и это тоже правильная установка.

Сказки помогают детям прийти к подсознательной уверенности, что всегда побеждает добро и любовь, правда и мужество. Это даёт больше уверенности ребёнку, ему будет гораздо легче справляться с жизненными трудностями, воспринимать какие-то неудачи. Разумеется, жизнь обязательно внесёт свои коррективы, но подсознание будет хранить первые уроки, которые человек, будучи ребёнком, вынес из сказок.

Никак нельзя исключать сказки из воспитания детей. Дети мыслят образами, и лучшим способом преподать какие-то истины ребёнку с помощью образов является именно сказка. Так, малыш, представляя себе образы, начинает понимать внутренний мир героев, верить вместе с ними в то, что добро победит, сопереживать им.

Помимо того что сказка является просто приятным времяпрепровождением, она ещё способна снять состояние тревоги, волнения у ребёнка.

Великий русский (и православный!) педагог Константин Ушинский считал, что гармоничное сочетание умственного и нравственно-эстетического развития детей невозможно без сказок. Благодаря сказкам в душе ребёнка с логикой срастается добрый поэтический образ, развитие ума идёт вместе с развитием фантазии и чувственности. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребёнка. При этом он решительно ставил народную сказку выше рассказов, опубликованных в образовательной литературе специально для детей, ибо последние, считал великий педагог, всё-таки подделка: детская гримаса на старческом лице.

Поэтому третья причина, почему я против новых «православных сказок», — их искусственность и оторванность от истинных народных образов (архетипов).

Жизнь маленького ребёнка просто обязана быть интересно-сказочной и доброй. Дед Мороз с письмами ему и подарками под ёлкой. Папа принёс с работы шоколадку или яблоко — это зайчик передал или белочка… Уже в 15—17 лет на наших детей обрушатся жёсткие реалии жизни, и сказка уйдёт. Но сейчас, в 40 лет, воспоминания из радостного и сказочного детства радуют сердце и позволяют легче переносить тяготы жизни. Детская радость и счастье от подарков, таинственно появившихся под ёлкой, удивление чуду, пока все на улице звали Деда Мороза, приносит великую радость и родителям.

Сказка бережёт детскую душу от взрослых проблем этого мира…

Таким образом, повторюсь, главное назначение сказки — с помощью образов привить ребёнку правильную модель поведения в жизни, а не рассказать о Боге, вере и истинах веры, привить религиозную модель поведения.

Именно поэтому присутствие религиозных моментов, явления святых, упоминание Бога — всё это совершенно неуместно, т.к. это противоречит изначальной психологически-воспитательной, а не религиозной сути сказки, не говоря уже о приведённых выше трёх возражениях. Религия и сказка — это принципиальные антагонисты!

Религиозным воспитанием родители должны заниматься не через сказки, а через чтение Священного Писания, житий и трудов святых, и дети это должны воспринимать ни в коем случае не в контексте сказок и былин.

Будут ли дети приобретать магическое мышление от чтения сказок? Нет. Подавляющее большинство из них… Об этом пишут чрезмерно старые и скучные дяди и тёти, которые забыли свое детство (возможно, оно у них было серым и не чудесным, и они подсознательно хотят, чтобы у их внуков оно было таким же серым). Я, увы, был лишён религиозного воспитания в детстве и понимания того, что магия и гадание — грех. Читал сказки запоем. И… никогда не считал магизм сказок реальной силой. Дорогие мамы и папы, не нужно детей считать за дураков, они со временем понимают, где выдумка, а где реальность. Бывают исключения, но это исключения!

Важно также понимать, что модель поведения в сказках имеет национальные особенности. Мне лично никогда не нравились западные сказки и сказки западных (даже христианских!) писателей, они у меня вызывали антипатию. Модели поведения (архетипы) не совпадали…

В своё время психоаналитик Эрик Берн указывал, что самые любимые сказки в детстве — это сценарии жизни, которые человек выбрал для себя. По­этому сказка, семейная сказка — это одно из сокровенных и интимных моментов в воспитании детей. Безумие — давать воспитывать своих малых детей чужим людям с больной психикой и нравственно-религиозным извращенцам. Давать ребёнку чужие и тем более дурные сказки и мультфильмы — это и есть предоставление своего ребёнка для воспитания болящим и извращённым «сказочникам».

Поэтому важно, чтобы ребенок сызмальства воспитывался именно на традиционных русских народных сказках, а не на иностранной мифологии и тем более не на современных искусственных и извращённых сценариях поведения героев новых мультфильмов.

Считаю, ребенок до пяти-шести лет, когда идёт закладка его характера, должен слушать только русские народные сказки, смотреть только отечественные мультфильмы, сделанные в советское время. Особенно много добрых (в т.ч. и добротно прорисованных) сказок породил «Союзмультфильм» в 50—60-х годах. Лучшие мультипликационные проекты современной России для малых детей — «Гора самоцветов» и «Лунтик», для детей постарше — «Смешарики» (пока создатели не начали по спецзаказу учить детей «правам детей» и рекламировать молочные продукты).

Родительский опыт убеждает в нежелательности практически всех импортных мультсериалов… Их опасность не только в ложных образах, деструктивных моделях поведения, но и в нескончаемости, когда ребёнок оказывается в длительном туннеле этих деструктивных образов и моделей поведения, это в конечном итоге приводит его к разрушению психики.

Один большой «плохой» мульт­фильм больше двух-трёх раз за год ребёнок не смотрит, а сериалы показываются каждый день в течение года или даже более.

В современном кинематографе и мультипликации происходит просто повальное изменение и подмена древних образов, когда персонажи изначально отрицательные становятся положительными. Дракон (Змей Горыныч), змея, крокодил не только в древнем христианском мире, но и у основной части народов — это символ зла, у христиан дракон и змея — это образ диавола.

И что мы видим? Добрых людоедов (Шрек), доброго дракона (Мулан), доброго и безобидного Змея Горыныча (известный российский былинный мульткитч), милого советского крокодила Гену (ещё полвека назад у Чуковского крокодил ел солнце и был главной африканской опасностью) с его искусственным безо΄бразным другом Чебурашкой. Хотя по содержанию упомянутый «Лунтик» — хороший и добрый мультфильм, искусственно образный (или даже безо΄бразный) Лунтик «напрягает».

В последнем мультфильме made in USA «Хранители снов» величественные, мудрые и безсмертные эльфы, воспетые в толкиеновском «Властелине колец», превращены в маленьких, опять(!) дебильных, комичных гномов-неумех, а подарки «Северному человеку» (вот так теперь называют Санта-Клауса толерасты) делают «милые» йети — до недавнего времени чудовища и ужас всех народов, которые о них что-то знают…

Увы, современные российские мультфильмы «а-ля былина» не менее опасны для детской психики, чем западные безумные мультипликационные фантазии. Современные герои этих мультфильмов представлены в комичном, извращённом виде, фактически это фрики. Мужчины имеют признаки дебилов и подкаблучников; девушки и жёны представлены как лидеры, которые превосходят во всём мужчин и чаще всего издеваются над ними. Обращаю внимание, что в традиционных сказках нет комичных героев, все персонажи ведут себя серьёзно. Впервые комичность сказочных героев стала появляться в фильмах и мультпересказах с середины XX века и касалась разве что зайчиков и белочек… Образ положительного героя — это образ для подражания и восхищения, помощники героя — звери, птицы, конь и т.п. — заслуживают трепетного уважения. В современных российских сказках происходит злонамеренная порча образа героя, его дебилизация и осмеяние. Например, в последнем варианте мультфильма «Илья Муромец» величественный и мужественный богатырь превращён в наивного суеверного подкаблучника.

Одними из самых опасных для детской психики являются аниме-сериалы, которые разрушительны прежде всего для половой самоидентификации детей и подростков из-за намеренно безполого вида героев; в период подросткового взросления аниме-сериалы — это психологический яд.

Впрочем, и во многих американских мультфильмах женщины ведут себя как мужчины, если не хуже: жестоко дерутся и даже без сожаления убивают (принцессы Фиона и Жасмин).

Про безстыдство, эротизм, пошлые шутки и говорить не приходится…

Максим СТЕПАНЕНКО, руководитель Миссионерского отдела Томской епархии Русской Православной Церкви

Интернет-ресурс «На злобу дня»

 

предыдущая    следующая