Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

ЧЕМ БОЛЕЕТ СОВЕСТЬ?

Всё больше православных людей в случае болезни стараются обращаться к православным врачам, ищут православных специалистов на приходах, через друзей и знакомых. Но насколько правомерен такой подход к выбору лечащего врача? Всегда ли православный врач — хороший врач? И какими качествами должен обладать православный медик? С этими вопросами мы обратились к доктору медицинских наук председателю Общества православных врачей Москвы Александру Недоступу.

— Александр Викторович, расскажите, что, на ваш взгляд, включает в себя понятие «православная медицина».

— Как известно, не существует какой-то особой «православной неврологии» или «православной хирургии».

Тогда что такое православная медицина? У меня есть формулировка. Православная медицина — это медицина, которая в своих представлениях о происхождении, сущности и принципах терапии болезни опирается, помимо естественно-научных положений, на христианские вероучительные положения. И учитывает эти положения при лечении и профилактике заболевания.

— Что отличает православного врача?

— Православный врач — это врач, верующий в Бога и исповедующий православие, — и больше, в принципе, он ничем не отличается от любого другого врача. Но он обязан вести себя в своей профессии так, чтобы соблюдать заповеди Христовы.

Православный врач должен всячески стремиться повышать свою квалификацию, чтобы как можно лучше исполнять свое дело на том месте, куда его поставил Господь. Должен подчинять свою врачебную деятельность законам любви; должен быть безкорыстным. Помнить слова Спасителя, которыми Он напутствовал своих учеников: «Туне приясте — туне дадите». Как мы видим, в этом нет ничего, чем православный специалист отличался бы от обычного хорошего врача. Все эти качества могут быть свойственны и неверующему порядочному и профессионально старательному доктору. Разница в том, что православный человек по-другому относится к болезни, к её происхождению, к процессу исцеления, к смерти, а также к возможности разного рода врачевания, которые сейчас широко распространились в медицине и которые, с точки зрения православного врача, недопустимы.

— Можно ли сказать, что любой православный врач по определению является блестящим специалистом?

— Конечно, нет. Это зависит от его образования, от врачебного таланта, способности к лечебному делу.

— Но православному врачу верующий больной будет доверять больше?

— Здесь бывает по-разному. С одной стороны, иногда больные ожидают, что православные врачи будут их лечить какими-то особыми методами — травами, массажем, диетой, но только не лекарствами. Однажды ко мне за консультацией для сына, страдавшего пороком сердца, обратился по телефону человек. Когда я сказал, что перед осмотром надо будет снять ЭКГ, сделать ультразвуковое исследование сердца, мой собеседник был очень разочарован. «Я думал, что раз вы православный врач, у вас какие-то другие методы», — сказал этот человек и больше общаться со мной не стал.

С другой стороны, для верующего православного врача, который следует, например, заповеди «не убий», неприемлемы такие медицинские реалии сегодняшнего дня, как аборты, фетальная терапия, лечение эмбриональными стволовыми клетками, эвтаназия.

Конечно, православный врач не может и не должен лечить только верующих больных, он призван оказывать помощь каждому страждущему, но у верующего больного, так же как и у верующего врача, другие представления о сущности болезни и исцелении. Если неверующий человек подумает, что ему просто не повезло, то верующий задумается о духовных причинах своих недугов.

— Как зависят наши телесные недуги от недугов душевных?

— Православные медики убеждены, что болезнь имеет не только чисто телесное происхождение, но и духовное. Механизм настолько прост, что будет понятен и неверующему человеку. Совесть есть у каждого человека. Когда человек совершает дурные поступки, то у него в душе что-то остаётся, какое-то ощущение неблагополучия. Он себя оправдывает, выгораживает и потом как будто забывает об этом, но на самом деле не забывает, это остаётся у него в подсознании. И, по-видимому, это напряжение чисто физиологически действует как застойный очаг, который распространяется на так называемую подкорку, на те отделы мозга, которые ведают работой сердца, органов дыхания, пищеварения и т.д. Постепенно эти изменения переходят на внутренние органы, которые тоже начинают работать неправильно. Академик Павлов и другие отечественные исследователи говорили о соотношении системы высшей нервной деятельности и функций соматических органов. Православный взгляд на эту теорию заключается в том, что духовное и нравственное неблагополучие играет очень большую роль в прохождении заболевания. И чтобы лечить больного полноценно, нужно лечить не только гипертонию, астму, язву или нервную систему, но нужно лечить корень, то состояние греха, в котором человек находится. Здесь без священника никак не обойтись, потому что врач не умеет и не уполномочен вести духовную терапию. И верующий врач должен объяснить это больному, если тот готов это воспринять. Мы считаем, что присутствие священника в процессе врачевания болезней обязательно.

— Но ведь болеют и праведные люди?

— Происхождение болезни как следствие греха — это не единственное объяснение. Существует множество возможных духовных причин болезни, но о некоторых необходимо сказать. Мы знаем, что болели и святые люди. Надо помнить, что после совершения первородного греха человек стал смертен и начинает умирать буквально с момента рождения: отмирают его клетки, страдает тело, а грехи это просто многократно усугубляют. Глубоко верующие люди этим не смущаются, не обижаются на Бога. Они понимают, что мы остаёмся грешными, сколько бы мы ни исповедовались и ни каялись. Господь посылает болезни, чтобы на примере выздоровления больного свету явилась слава Божия, чтобы окружающие посмотрели, как кротко и со смирением надо переносить страдания, если человек болеет и страдает как воин Христов.

— В чём же заключается православное лечение?

— Православное врачевание включает работу с больным врача и священника и требует деятельного участия самого пациента, стремящегося осознать свои грехи, покаяться в них и обрести понимание своей болезни, надежду на милосердие Божье. Конечно, говоря о православном врачевании, мы имеем в виду и обращение к иным, помимо покаяния, церковным таинствам — причастию, соборованию, а также к молитве, употреблению святой воды и т.д. Важно, чтобы врач был очень осторожен при общении с больным на уровне толкования вероучительных проблем, для этого нужно обратиться к священнику. Но и священник должен быть осторожным при тех или иных рекомендациях, лежащих в сфере компетенции врача (оперироваться или не оперироваться, пить или не пить «таблетки»). Со стороны священнослужителей это правило часто нарушается, что порой ставит врача в очень трудное положение.

Я много лет лечил архимандрита Кирилла (Павлова). И мне не раз приходилось видеть, какую осторожность он проявлял в подобных советах, испрашиваемых у него больными. Обычно он благословлял найти опытного (лучше православного) врача и довериться его рекомендациям.

Интернет-портал «Церковный вестник»

предыдущая    следующая