Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

О СНАХ И ВИДЕНИЯХ

Старец: — Что такое, брат Иоанн, что с тобой? С некоторых пор всё время вижу тебя подавленным. Ты раньше не был таким. Что случилось, почему ты стал озабоченным и погружённым в свои думы? И почему не приходишь рассказать мне, что за мысли и неприятности так гнетут твою душу, что довели тебя до подобной удручённости?
Брат: — Вижу, преподобный отец настоятель, что вы по моему виду поняли моё душевное состояние. И поскольку вы, кажется, сегодня менее заняты, то прошу благословить мне остаться у вашего преподобия и открыть вам мысли, смущающие и терзающие меня.
Старец: — Но какие мысли терзают тебя, брат Иоанн, и какие недоумения у тебя в душе?
Брат: — Вот, преподобный отче, какие мысли терзают меня. С некоторых пор я всё время слышу о том, что в миру появились люди, сподобившиеся от Господа небесных видений, и что некоторые получили дар пророчества и предсказывают то, что случится в будущем. И даже слышу, что некоторые сподобились видеть Ангелов Света, Божию Матерь и Самого Спасителя нашего Иисуса Христа. Я слышал, что многие люди пошли за ними и почитают их как пророков, посланных Богом в мир для того, чтобы проповедовать покаяние. И когда я слышу об этом, то сильно скорблю, потому что вот уже столько лет, с самого детства, я тружусь на послушании в монастыре и нисколько не преуспел в духовном, ибо Господь ни разу не сподобил меня ни одного видения. В этом причина моей скорби, преподобный отче, что я не сподобился получить такого утешения. Очень прошу вас, объясните мне это и дайте совет, как избежать этих мыслей, ибо они очень волнуют меня.
Старец: — Знай, брат Иоанн, что, по учению Святых и Божественных Отцов, имеется семь главных путей, по которым входит в ум и сердце человека губительное для души обольщение бесовскими видениями и мечтаниями.
Брат: — Прошу вас, отче преподобный, скажите и мне, каковы эти пути.
Старец: — Брат Иоанн, первое и самое известное ухищрение, с помощью которого диавол производит в уме и сердце человека обольщение бесовскими видениями и мечтаниями, это великий и гибельный грех гордыни, по достойному всецелого доверия свидетельству Святого и Божественного Отца Иоанна Лествичника, который говорит: «Когда бес высокомерия укрепится в своих служителях, он начинает являться им во сне или видениях в образе светлого Ангела или святых, которым дано откровение тайн, чтобы они, окаянные, лишили нас ума».
Второе ухищрение, с помощью которого диавол производит обольщение своими видениями и мечтаниями, это тщеславие, которое есть первая отрасль и ветвь проклятого дерева гордости. Это подтверждает и Божественный Отец Исаак Сирин в совете, который он дал святому Симеону Дивногорцу, говоря: «Преподобие твоё, как памятующий об этой слабой стороне видений, стой на страже призраков бесовских помыслов. Ибо это обычно бывает с монахами ума тонкого и любителями суетной славы».
Третий путь, по которому вкрадывается в душу человека обольщение ложными видениями и снами, это ум слабый и неискушённый. Эту истину выражает тот же Святой и Божественный Отец Иоанн Лествичник, говоря так: «Бесы тщеславия испытывают слабых умом (неискушённых)».
Четвёртая причина — это рвение безумное и безрассудное, загоревшись которым некоторые слабые умом начинают предаваться суровому и длительному посту и другим тяжким подвигам с целью получить от Бога дар чудотворений, удостоиться явления Ангелов, небесных видений и откровений или стать похожим на кого-нибудь из святых. О подобном безумном рвении писал Божественный Отец Исаак Сирин, говоря так: «Тяжкою болезнью страдает тот, в ком есть злое рвение». А в другом месте тот же святой Исаак Сирин, говоря о подвизающемся со злым рвением и злой целью, пишет так: «Кто дерзает молить Бога, желая, чтобы его руками совершались чудеса и силы, тот искушается в уме своём бесом-насмешником».
Пятая причина попадания в западню видений и бесовских мечтаний — это непослушание и строптивость.
Шестая причина, доводящая человека до падения в пропасть мечтаний и бесовских видений и в другие обольщения, губительные для души, это проклятое самочиние и неисповедание помыслов духовным отцам.
Седьмая и последняя из причин, по которым человек скатывается в губительную для души опасность диавольских видений, это незнание себя и незнание Божественных Писаний. Ибо человек, не знающий ни себя, ни Божественных Писаний, тотчас вдаётся в самомнение и потому легко впадает в прелесть. Потому и святой Исаак Сирин так говорит о том, кто познал себя: «Удостоившийся видеть себя лучше удостоившегося видеть Ангелов».
И вправду, великая и сильная помощь человеку — знание своей немощи. Тот же святой Исаак Сирин называет знание себя основанием всякой добродетели: «Блажен человек, сознающий свою немощность». И продолжает: «Ибо это знание делается для него основанием всей благости». Ещё и Божественный Отец Пётр Дамаскин говорит о знании себя: «Нет ничего лучше, чем знать свою немощь и неведение, и ничего хуже, чем не знать этого».
Знай и помни, брат Иоанн, что душа наша подобна кораблю, плывущему по мятущимся волнам мира сего, а ум, который есть око души, Богом назначен быть кормчим этого корабля. И знай ещё, что кораблю нашему предстоят многие и великие опасности. Подстерегают нас мысленные хищники, то есть бесы коварнейшие. Мы садимся на мели, которые суть слепота нашего неведения, и попадаем в глубокие водовороты, они внезапно возникают на пути, угрожая нам кораблекрушением. И всё это — духовная неподготовленность душ наших. А когда кормчий корабля, то есть ум, дремлет, тогда вода поднимается в корабле и может погрузить нас в бездну, и это есть неисповедание грехов наших.
Итак, брат мой, если бы ты не поторопился прийти сюда, пред лице Бога и моего недостоинства, чтобы на исповеди выплеснуть из души твоей ядовитую воду грехов, то, думаю, ещё немного, и погрузился бы в бездну адову душевный корабль братства твоего. Брат Иоанн, вот что я хочу сказать тебе: знай и верь со всем тщанием, что помыслы, которые мучили братство твоё и которые ты исповедал мне сейчас, произросли из проклятого корня великого греха гордыни.
Архимандрит КЛЕОПА (Илие) Перевела с румынского Зинаида Пейкова

предыдущая    следующая