Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

АЗАРТНЫЕ ИГРЫ И СТАВКИ

Азартные игры и игорные дома размножились в устрашающем объёме. Что следует из этого? Ответ прост, ибо статистика показывает, как из года в год растёт число пристрастившихся к азартным играм и повышению ставок.
Мы не сможем добраться до вершины лестницы, если не будем подниматься со ступеньки на ступеньку. С помощью ставок ты хочешь оказаться на вершине, не предпринимая шагов в этом направлении.

Работа и деньги
Деньги — это нечто, без чего мы жить не можем. Даже египетские отцы-пустынники продавали своё рукоделие (то, что каждый из них изготавливал в своей келье), чтобы можно было купить себе самое необходимое или материал для новой работы. При всём этом мы видим, как они относились к деньгам: они никогда не работали ради обогащения и накопления, а только для поддержания своего существования!
Труд — это Божия заповедь и фундаментальный закон человеческой жизни, существующий с момента сотворения человека. С самого начала на человека была возложена обязанность трудиться: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2,15).
Честный труд — единственный праведный путь получения денег. Азартные же игры и ставки сокращают этот путь до нуля, будучи нацелены на получение лёгкой прибыли.
К сожалению, имеется и немало христиан, одержимых мечтой обогатиться за одну ночь или просто получающих удовольствие от игры и ставок. Христиане не говорят об удаче: удача предполагает своего рода судьбу, а это несовместимо с верой в Бога Вседержителя.

Азартные игры и Священное Писание
Многие приводят в оправдание этой «слабости» или «страсти» то, что в Священном Писании якобы не указано ясно, что азартные игры и ставки являются грехом. При всём том мы хорошо знаем, что многие страсти описаны в Священном Писании, однако не названы своими современными именами.
Святой апостол Пётр ёмко говорит: «Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо кто чем побеждён, тот тому и раб» (2Пет.2,19). Разве не эту же свободу и благосостояние сулят миру азартные игры?
«Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто охотится за наваждениями, будет терпеть лишения» (Притч.12,11). Как хорошо выразился пророк, назвав «охотником за наваждениями» того, кто не работает, а ищет «хлеба», то есть денег и материального благосостояния, на иных стезях, чем те, что завещаны нам Богом.
Чтобы обрести смысл, чтобы не безпокоить других, апостол Павел заповедует христианам работать и питаться плодами трудов своих: «Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб» (2Фес.3,12). Азартные игры, когда они приносят деньги, подают играющему «хлеб» других, а не плод его рук.
Рано или поздно последствия доходов, получаемых с помощью азартных игр, станут ощутимыми, ибо «воздаяние человеку — по делам рук его» (Притч.12,14). Депрессия очень часто встречается среди тех, кто увлечён азартными играми, она приводит к распаду семей и разрыву связей с некогда дорогими людьми.

Церковные каноны об азартных играх
Азартные игры — это способ развлечения, но также и способ неправедного стяжания, это прикрытое воровство (25-е Апостольское правило), и церковные правила осуждают их, особенно применительно к духовенству (42-е и 43-е Апостольские правила, 9-е и 51-е правила VI Вселенского Собора).
Святые Отцы рекомендуют развлечения невинные и полезные: прогулки по парку, саду, горам, — но не игру в карты или похожие азартные игры, когда тело остаётся в неподвижности, а значит, не отдыхает, ум напряжён, а душа взбудоражена из-за неудачи в неправедном приобретении или, в случае удачи, из-за волнения и споров, приводящих к греху. Курение, азартные игры, пьянство выводят на поверхность низменные качества человеческой души и развивают в ней грешные похотения (Гал.5,19—21; Еф.5,3—5; Апостольские постановления. Кн.8,32,16).
«Никто из мирян и клириков впредь да не предается предосудительной игре. Аще же кто усмотрен будет творящим сие, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковного» (50-е правило VI Вселенского Собора).

Азартные игры и ставки
По самому характеру своей деятельности букмекерские и игорные дома могут стать искушением: мы находим там безбожный мир, поклоняющийся металлическим и бумажным идолам (деньгам). В таких местах сквернословие всякого рода (особенно в адрес Святыни) и гнев чувствуют себя как дома.
Отцы Церкви увещевали нас постоянно избегать соблазнов и не полагаться на свои силы: мол, мы сможем справиться с ними. Мне хотелось бы сказать, что я не вижу чего-то заведомо грешного в том, чтобы «время от времени» делать ставки, но я не могу этого сказать. Это «время от времени» так лукаво, что нельзя даже и пытаться испытать его.
Деньги, добытые в азартных играх, — это нечистые деньги, это те деньги, которые кто-то украл, а кто-то не накормил на них свою семью.
Риск привыкнуть к ритму быстрой прибыли, когда, так-то постояв и подумав, ты попадаешь на деньги, слишком соблазнителен, чтобы его называть «игрой». Риск, следующий за лёгкой добычей, столь велик, что большинство впадают в тяжёлую зависимость.
Существует вероятность того, что в определённый момент выигрыша больше не будет. Одновременно с проблемой потерянных сумм возникают и тяжёлые депрессии. Тогда человек, не наученный ничему другому, считает себя неспособным к серьёзной работе и доходит до особенно тяжёлых фрустраций.
Мужчины реагируют на ставку иначе, чем женщины. Затруднённая адаптация к социальным изменениям, уходы из дома и одиночество могут стать теми причинами, которые способствуют «зависимости от азартных игр».
Как и в случае с наркотиками, алкоголем и курением, игровая зависимость (лудомания) развивается постепенно. Однажды став страстью, лудомания влечёт за собой целую вереницу неудач, а значит, и тяжёлых депрессий, а иногда доводит даже до самоубийств и преступлений. В цивилизованных странах зависимость от азартных игр признана психическим заболеванием.
Зависимость от азартных игр — это зависимость, основанная на том факте, что игрок не может контролировать собственное влечение к тому, чтобы играть, рисковать. Риск помогает ему отвлечься от повседневных проблем, потому что высокий уровень адреналина создаёт у него ощущение, будто всё хорошо. В том случае, когда он выигрывает, он чувствует себя кем-то значительным, стоящим «выше всего мира» и потом хочет снова прочувствовать это, а когда проигрывает, надеется, что возьмёт реванш, что удача вернётся к нему.
В православной нравственности быть зависимым от какой-либо страсти означает, однако, быть больным душевно, не быть свободным, это означает рабство, означает темницу, в которую ты сам заключаешь себя и из которой сбежать не можешь. В некоторых случаях такие больные доходят до госпитализации, где психотерапия сочетается с медикаментозным лечением. У нас в клиниках уже есть врачи, специализирующиеся на лечении зависимостей подобного рода.
Здесь речь идёт не о том, будто добывать деньги — грех, а об извращённом отношении к деньгам, то есть о страстном, патологическом желании невротически копить деньги.

Высвобождение из сетей азартных игр
Первым шагом в лечении любой зависимости является её осознание. Признав однажды, что он зависим от определённой вещи, заинтересованный человек должен начать бороться против неё. Надо избегать оставаться наедине с самим собой, ибо это неизбежно будет подталкивать на возвращение к зависимости.
Разговоры с близкими людьми и исповедь у священника приносят реальную пользу.
Однако что-то должно мотивировать зависимого.
Для христианина Евангелие может оказаться достаточно сильным, чтобы оградить его от любой страсти и любой зависимости. Чистая жизнь святых и поучения Святых Отцов бывают достаточны для того, чтобы укрепить душу и мотивировать её к тому, чтобы обрести свободу от страстей.
Для человека же, не внимающего Священному Писанию, помощь может прийти через любимых им людей. Любовь к другому человеку, к ребёнку или желание создать здоровую семью часто являются самыми сильными мотивами. Когда же и это не помогает, остаётся единственный выход из положения, который может дать Бог.
Поскольку всякая пагубная зависимость происходит по лукавству диавола, в большинстве случаев необходима помощь Божия. Главнейшее значение имеет исповедание своей страсти. Искренняя исповедь привлекает милость и помощь Божию. «Боже, я не хочу больше делать этого, помоги мне! Я люблю свою семью и окружающих меня людей, укрепи мою волю и помоги мне избавиться от этой цепи!»
Пост и молитва — самое сильное оружие против козней лукавого. Если не может поститься одержимый страстью, то пусть постятся его близкие, а Бог, глядя на их любовь, смилостивится над больным и подаст ему силу освободиться от зависимости.
Теодор ДАНАЛАКЕ Перевела с румынского Зинаида Пейкова

предыдущая    следующая