Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

Протоиерей Роман Гуцу

ВЛАСТЬ — НАРОД — ЦЕРКОВЬ

— Всеволожский район — святая земля, — сказал мне отец Роман Гуцу, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа на Румболовской горе. Спорить я с ним не стал: он благочинный Всеволожского округа и, видимо, знает, что говорит, не станет попусту бросаться подобными словами. И всё-таки хотелось услышать пояснения. И отец Роман пояснил:
— Я думаю, так говорится не без оснований. Во-первых, на территорию нынешнего Всеволожского района ни разу не ступала вражеская нога: эти земли стали как бы бронёй для Ленинграда. А вспомните Дорогу жизни! Ведь она проходила именно здесь, и даже в двух шагах от нашего храма… Одного этого достаточно, чтобы назвать всеволожские земли святыми. Но, знаете, я как священник чувствую особую благодать, почивающую на месте сем. Русская земля — она вся святая, и не подумайте, что я считаю нас святее всех прочих, но… Какую-то особую милость Господню мы ощущаем. И ещё скажу: особая благодать Всеволожска состоит в том, что наши власти дружат с Церковью, что глава нашей администрации открыто называет себя православным человеком.
— Да, это настоящая милость Божия… Наверное, не многие благочинные в России могут похвастаться благосклонностью властей?
— Да и я не хвастаюсь ничем. Нужно помнить, что дружба — это не нахлебничество: хочешь, чтобы тебя любили, — полюби и сам. Хочешь, чтобы район вспомнил о Церкви, — сам живи одной жизнью с районом. Вот сегодня: день уже кончается — и чем же он был занят для меня? Помимо дел благочиния (а их, как вы понимаете, хватает с избытком) мне приходилось находить время, чтобы побывать у светских властей: я заходил к трём руководителям района, поздравил главу администрации с 60-летием, служил молебен, освящая новый завод… И так каждый день. Праздник ли, печаль, труд или война — Церковь должна принимать это как своё. Народ так никогда и не оторвётся от своей суеты, если не увидит Церковь рядом с собой. И тогда в Россию придут враги, — враги нашей Родины и Церкви, — сектанты, а то и люди с Востока…
— Но праздники, торжественные молебны, поздравления, речи… Если участвовать во всём этом, не потеряешь ли дух церковный? Не начнёшь ли жить по законам падшего мира?
— Нет. Если ты помнишь о достоинстве Церкви, о том, что ты обязан освящать добрые дела мирян, служить, так сказать, проводником на них Божией благодати, то ты никогда не опустишься до положения простого прихлебателя властей, безплатного приложения к праздничной обстановке. Это тяжёлая духовная работа, годы уходят на неё. Но зато люди видят, что их помнят, что им оказывают внимание, и постепенно авторитет Церкви растёт, и мы становимся одной семьёй.
— Хорошо, батюшка, — мне понятно, зачем Церкви нужна дружба со светской властью. Но скажите: зачем власти нужна дружба с Церковью? Какая ей в том выгода?
— С одной стороны, ответить на ваш вопрос легко. Мы с вами — люди верующие и понимаем, что без благословения Божия никакое дело не сделается толком, любое благое начинание, не освящённое Церковью, может обернуться во вред. Если власть помогает нам, то она самой себе делает полезное: это ей же самой в первую очередь надо! Но вот представьте себе, что будет, если я скажу властям предержащим: «Вы нам, конечно, помогаете, но это, знаете ли, нужно вам самим!» Пожалуй, люди обидятся, услыхав такое. Так чем же Церковь может быть полезна власти? Я думаю, только одним: Православие всегда, при всех властях и правителях, радело о мире и благополучии в государстве. Мы стоим выше узких партийных и экономических интересов, мы — сила, но мы — добрая сила, мы — оплот народного единства и согласия. Мы, в лице тысяч своих прихожан, всегда готовы поддержать правое дело, затеянное властью, мы готовы помочь в разрешении любых ссор и мятежей, мы отдаём свой авторитет на служение всему доброму, что происходит в обществе.
А вот о том, что касается общественного примирения. Вы знаете, сколько наша Церковь потерпела от коммунистов; многие священнослужители и простые верующие до сих пор относятся к членам коммунистической партии как к исчадиям сатаны. И такую позицию можно понять! Вот только что даёт она обществу? Вы знаете, что неподалёку от Всеволожска находится страшный Ржевский полигон, где в первые годы советской власти тысячами расстреливали наших дедов и прадедов. В этом году мы хотим провести там — силами нескольких приходов — общий молебен, но беда в том, что это святое место превращено в городскую свалку. Кто же уберёт мусор? Кто приведёт святыню в надлежащий вид? Решение пришло парадоксальное: пусть этим займутся коммунисты! Я предложил местному коммунистическому руководству совершить этот шаг к примирению и покаянию, и оно откликнулось на мои слова с пониманием. Такое-то сотрудничество будет намного полезнее и душеспасительнее, чем взаимные обвинения и проклятия.
— И всё-таки: сотрудничество с властью… Знаю, что кое-кто из называющих себя православными (вы знаете, что такие имеются!) сочтут такую позицию чуть ли не предательством…
— Я вам отвечу, и постарайтесь понять мой ответ правильно… По высшему счёту Церкви всё равно, какая власть сейчас в стране. Нам через апостола заповедано: «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим.13,1). Был царь, помазанник Божий, — за него Церковь молилась. Царя уничтожили, пришла власть богоборческая, которая залила кровью всю Россию, а оставшиеся в живых члены Церкви всё равно молились о властях и воинстве. Ушла безбожная власть, пришли демократы — и опять молимся. Это вовсе не приспособленчество. Мы просто понимаем: что бы ни делали правители, а ни одно их решение за рамки Промысла Божия никогда не выйдет! Церковь молится о властях и воинстве для того, чтобы Господь творил через земные власти Свою волю, чтобы Господь умудрил правителей, направил и сохранял их разум в Своей деснице. Бороться же с властью — дело богоборческое, даже если мы боремся против демократии за монархию. Так некогда и ветхозаветные евреи в порыве богоборческой гордости молили Господа о том, чтобы Он дал им царя. Они отвергали непосредственное Божие водительство и хотели жить по законам земным. А ведь Господь предупреждал их через пророка Своего Самуила: «сыновей ваших он возьмёт… чтобы они возделывали поля его… и дочерей ваших возьмёт, чтоб они… пекли хлебы; и поля ваши… лучшие возьмёт, и отдаст слугам своим… сами вы будете ему рабами; и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда» (1Цар.8,11—18). Вот ведь какое предостережение — а они не послушались! Это ли не богоборчество?
— Отец Роман, я слышал, что ваш храм часто устраивает крестные ходы через весь Всеволожск. Это тоже попытка повернуть людей церковных и людей внешних лицом друг к другу?
— Разумеется. Тут дело ещё вот в чём: днём на Пасху храм пустует, и светские люди, которым не по силам выстоять ночную пасхальную службу, просто не чувствуют этого Праздника праздников. А большой крестный ход — с хоругвями, с иконами, с громким, торжественным пением — несёт Пасху безбожному миру. И нас встречают с радостью: все окна по пути следования открыты, тротуары полны горожан, кто-то срывается с места, догоняет нас и присоединяется к крестному ходу. И все видят: Церковь торжествует, Церковь сильна, Церковь прекрасна — это отличная проповедь! И не только на Пасху мы так ходим, но и на Троицу, чтобы почтить славный Троицкий храм во Всеволожске, и ещё найдём поводы для новых крестных ходов. И это не наш только приход их устраивает, но и другие приходы нашего благочиния. В этом тоже есть большой смысл: люди видят, что не один их храм на свете, что православных много — всюду наши братья! Польза от крестных ходов огромная, а скажите: сумели бы мы организовать их без дружеской поддержки властей? Ведь это для одной только ГИБДД какая грандиозная работа получается: нужно перекрыть столько оживлённых улиц, следить за порядком на дорогах… Нет, власть и Церковь могут — и даже обязаны по Божиим заветам — идти рука об руку: только так, а не иначе мы поднимем страну, вылечим общество, и в России воцарится «мирное и безмятежное житие», о котором православные ежедневно молятся во всех храмах.

предыдущая    следующая