Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Православное слово», Волгоград

СЛОВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ

Оно соединяет человека с космическими силами добра или зла, с ангелами или демонами. Высшее проявление человеческого слова — это молитва. Даже место, где совершается молитва, имеет свою особенную духовную атмосферу. Именно поэтому, входя в ограду монастыря, люди ощущают какую-то особую чистоту, ощущают её почти физически, им хочется дышать этим воздухом всей грудью. Как-то к одной больной инокине пришла врач. Войдя в комнату, она сначала боязливо посмотрела на иконы, затем, послушав больную, села около неё на табуретку и через несколько минут сказала: «Какая умиротворяющая квартира! Я приду к вам ещё».

Есть слова, но есть другие, чёрные слова, которые несут в себе невидимую, мы бы сказали, метафизическую грязь, — это миазмы брани, которые оседают на стенах жилища, въедаются в вещи, пропитывают своим зловонием одежду. Мы полагаем, что брань в метафизическом плане — это нередко отказ от Бога и молитва к сатане. Попытаемся понять мистический смысл бранных слов, и мы увидим, что они далеко не так безобидны, как принято считать.

Возьмем слово «сволочь». Оно означает мусор, который собирают, сволакивают в кучу и затем выбрасывают за порог жилища. Для христианина духовный дом — это храм, а вечное жилище — Царство Небесное. Поэтому слово «сволочь» — пожелание, чтобы человек был лишён своего дома, выкинут из вечного жилища, как мусор и отрепье, подобно тому, как в евангельской притче хозяин приказывает своим рабам выбросить недостойного гостя за порог дома в ночную тьму. В мистическом значении «сволочь» означает недостойный спасения, осуждённый, выброшенный, изгнанный.

Возьмём следующее слово, которое мы слышим очень часто, — «мерзавец». Это слово означает мёрзлый, замёрзший, холодный, безжизненный. Святые отцы говорили, что Бог есть огонь, который согревает сердце, а сатана — вечный холод, леденящий душу. «Мерзавец» — это человек, в котором нет Бога, который потерял любовь. В теле змеи нет теплоты, поэтому «мерзавец» — то же самое, что и потерявший любовь демон и гад, ползающий по земле. Здесь пожелание, чтобы человек потерял Бога и любовь и уподобился демону, который холоден, безжалостен и жесток.

Слово «стерва» означает падаль, гниющее мясо. Христианство — это учение о воскресении мёртвых. Слово «стерва» в мистическом смысле означает: «останься гнилью, не воскресни».

Слово «негодяй», которое прочно вошло в человеческий лексикон, означает негодный, непригодный, не соответствующий своему назначению, испорченный. Назначение человека — вечная жизнь. Святитель Василий Великий сказал: «Человек — это тварь, которая получила повеление стать Богом». Духовная жизнь, в том числе аскеза, — это работа над собой, чтобы стать годным для Небесного Царства. Слово «негодяй» в мистическом плане означает: «пусть не исполнится цель его жизни, пусть он будет не способен воспринять то, для чего сотворён человек, — Божественную благодать». Здесь слово «негодяй» выступает синонимом слова «отверженный».

Слово «дурак» означает бурный, неспокойный, бушующий. Слово «мир» было приветствием Ветхого и Нового Заветов: «Мир оставляю вам» (Ин:14, 27), — говорит Господь; присутствие Божества приносит душе мир, даже почившим мы желаем вечного покоя. Демон — мятежный дух, он в непрестанном волнении и смятении; будучи духом зла, он не испытывает покоя ни на мгновение. Поэтому слово «дурак» означает: «будь лишённым мира в этой и будущей жизни».

Слово «подлец» означает низкий, ползающий, находящийся под ногами; это образ демона, который в преисподней, под всеми, и образ змея, который «подлез» к нашим Праотцам. Здесь — мистическое обращение к дьяволу и проклятие «будь подобен змею, будь под ногами у демона, упади в глубину преисподней, которая под всеми».

Слово «паршивый» означает человека, заболевшего болезнью, от которой выпадают волосы на голове и появляются струпы на теле. Паршивую овцу отделяют от других овец, чтобы она не заражала их. Парша — это грех, который, как заразу, легко распространяет вокруг себя развращённый и потерявший совесть человек. Паршивую овцу нельзя вылечить, мясо её противно есть, её просто выгоняют палкой из стада. А ведь Господь Своим стадом назвал христиан (см. Лк. 12:32)...

В мистическом смысле слово «паршивый» означает пожелание, чтобы человек был покинут своими друзьями, отлучён от своих близких, а самое главное — умер нераскаянным в грехах, как бы не излеченным от духовной парши, и был изгнан навеки из стада Христова.

Таким образом, сквернослов призывает демона усердно губить его братьев, то есть становится одним духом с сатаной.

Из бранного лексикона мы выбрали лишь наиболее «безобидные» слова, которые не особенно режут слух, а для некоторых людей стали уже совершенно привычными. Но и они, эти слова, представляют собой скрытое обращение к сатане. Потому-то и чувствует сквернослов после брани какое-то облегчение. Это тоже приманка сатаны, который шепчет грешнику на ухо: «Выругайся ещё раз, и получишь силу от моей силы, и глотнёшь напиток из той чаши, которую я держу в своих руках».

Здесь мы не касались самых грязных слов — их демонизм еще более явственен. В сатанинских оргиях богохульство и самое изощрённое сквернословие входят в ритуал: чтобы дьявол явился к своим приверженцам, им необходимо осквернить место, где они собраны, наряду с другими сделанными ими грехами и сквернословием. Сквернослов похож на одержимого, кажется, что у такого человека прямая кишка, потеряв своё направление, подведена к горлу со всеми вытекающими из этого последствиями. Припадки раздражения, которые сквернослов совершенно не может сдерживать, похожи на повторяющиеся приступы словесной дизентерии...

Слова не исчезают безследно, поэтому квартира, где постоянно слышатся брань и сквернословие, в духовном отношении становится похожей на общественный туалет, который никогда не убирается. Но самое страшное то, что адаптация к зловонию делает свое дело, и для сквернослова брань звучит как бодрящая музыка.

Архимандрит Рафаил (Карелин)

предыдущая    следующая