Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Благовест», Рязань

МУЖЕСТВО ХРИСТИАНИНА

На вопросы отвечает насельник Святоиоаннобогословского монастыря иеромонах Игнатий (Румянцев).

— Батюшка, можно ли сказать, что мы переживаем лучшие времена и Православию больше ничто не угрожает?

— Я бы так не сказал. Если раньше были открытые гонения на Православие, то сейчас, поняв, что эти гонения дают обратный результат, враги Церкви пытаются подменить Православие «непротивлением злу силой», то есть примирением со злом, равнодушием к греху. В истории Православия никогда не было спокойного, безмятежного времени, всегда были какие-то трудности, или внутренние, или внешние. Если внешние гонения прекращались, начинались внутренние раздоры, ереси. Так же и сейчас: прекратились гонения, но происходит потеря внутренних границ Православия, правильных духовных ориентиров. Зло должно встречать с нашей стороны сопротивление. Прежде всего нужно бороться со злом внутри себя, своей природы, но также нужно защищать свою веру и в окружающем мире, когда попираются наши святыни, происходит глумление над ними, как, например, в Сахаровском центре, где уже не в первый раз организуются кощунственные выставки. Православная общественность в таких случаях не должна молчать, молчанием предается Бог. В состоянии «непротивления злу силой» человек теряет одну из главных христианских добродетелей — мужество. К сожалению, у большинства людей сейчас потеряна эта черта характера, способность последовательно доводить дело до конца, с терпением и мужеством добиваться решения поставленной задачи. Мы живём в информационном мире, где на первый план выходит не сила физическая, а мысли, идеи, сознание. В этом мире православным необходимо мужественно отстаивать свои позиции, отбивать атаки. Для этого необходимо многое, и в первую очередь знание правильных ориентиров, по которым должен строить свою жизнь православный человек. А сейчас Православие зачастую подменяют другими нормами, в том числе и протестантской этикой, согласно которой угодные Богу люди должны непременно получать в этой жизни земные блага.

— Православные сегодня чаще молчат. Мусульмане же, напротив, очень бурно выражают свои религиозные чувства, даже сожгли чучело папы Римского за то, что в Голландии не запретили оскорбительные для мусульман карикатуры...

— Это опять же зависит от правильности христианства. Если оно будет занимать правильную позицию, основанную на Священном Писании и учении близких к нам Святых Отцов, учение которых можно приложить к нашей современности, то тогда таких фактов просто не будет — они отпадут. А когда люди на Западе или у нас в России живут не по-православному, это вызывает ответную реакцию, такую, как мы видим сейчас в исламском мире. Из истории нашей страны видно, что когда Россия была православным государством, ислам и Православие вместе уживались и никаких выпадов со стороны мусульман не было, даже несмотря на то, что России приходилось вести войны против мусульманских государств. А сейчас медленно, кропотливо, но все-таки идёт выработка национальной доктрины, идеологии, которая смогла бы удержать Россию на правильном пути, не допустить распада и потери государственности.

— Люди в наше время отвыкли трудиться. Производительность труда на Западе в четыре раза выше, чем у нас. С чем это связано?

— Это происходит опять же из-за того, что у нас уродливый идеал жизни. Труд воспринимается как тягость, бремя, а не радость. Православная же Церковь говорит не о награде за добродетель, а о тождестве добродетели и блаженства. Это значит, что когда человек делает доброе дело, трудится во имя высших идей, сохранения себя как гармоничной личности, нужной окружающим, ради сохранения семьи, государства, Отечества, то у такого человека радость на душе. Если же человек трудится только за вознаграждение, то он потеряет интерес к труду, что мы сейчас и наблюдаем. Люди утратили понятие о труде как о жизненной ценности. В этом в большой мере виновато телевидение, которое показывает людям «красивую жизнь», а истоки такого отношения — ещё в советском периоде.

— Но ведь в советское время, наоборот, прославлялся «человек труда»?

— Это был лозунг, а на самом деле возможности для реализации себя в труде у людей практически не было. Людей зажимали в жёсткие рамки, не давали проявлять инициативу, уравниловка всех обезличивала. Работников обязывали выполнять план и силовыми методами достигали результатов, но люди теряли творческий задор и интерес к труду. Сейчас надо возрождать понятие труда как ценности, и делать это надо в рамках православной веры и этики.

— Почему же сейчас и среди православных людей так много не желающих трудиться?

— Это результат родительского воспитания, которое заложило в человеке определённые черты характера еще до принятия им православной веры. Потом произошло наложение православного мировоззрения на предыдущее воспитание, и неизвестно, что в результате перевешивает. Правильный настрой приходит с годами, при твёрдой решимости, ежедневном труде над собой, вымаливании себе добрых качеств. Живых ориентиров, людей, по которым можно было бы равняться, очень мало, практически нет, и человек сам учится на своих ошибках. Если он искренен в своих исканиях, то Бог ему поможет. Искренность и труд, понуждение себя необходимы.

— А как совместить труд и молитву в посты и праздники? Это ведь так трудно, особенно семейному и работающему с полной отдачей человеку.

— Здесь нужно находить золотую середину, исходя из понимания цели христианской жизни. Православие говорит о том, что цель жизни человека — стяжание благодати Святаго Духа, всё остальное — средства. Когда мы путаем средства с целью, начинаются нестроения, рушится иерархия ценностей. Ритм церковной жизни, годичный круг праздников и постов вводит человека в благодатную духовную атмосферу. Не нужно думать, что если нет поста, то можно расслабиться, веселиться, забыв о духовной жизни. Нет, всегда надо быть собранным, и во время поста, и без поста. Просто если бы не было постов и праздников, в Православии было бы неинтересно жить. Важен сам по себе ритм церковной жизни, который установили для нас Святые Отцы. Он изымает человека из его больного состояния и вводит в то царство, где он получает лечение для своей души и тела.

предыдущая    следующая