Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Духовный вестник», Брест

КОГДА ИУДА УШЕЛ С ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ?

Некоторые толкователи Евангелия полагают, что Иуда-предатель оставался на Тайной Вечери до самого установления Христом таинства Евхаристии и даже причастился Св. Тайн. Мнение своё они основывают на церковном песнопении, которое поётся в Великий Четверг и в котором говорится, что Иуда, «небесный хлеб в устах носяй»... Но с таким мнением нельзя согласиться.

Из повествований Евангелистов мы знаем, что в этот пасхальный вечер Иисус Христос омыл ноги Апостолов, обличил предателя, установил таинство Евхаристии и обратился к Апостолам с последними прощальными наставлениями. В начале вечери было двенадцать Апостолов, но, по свидетельству Ев. Иоанна, во время вечери Иуда ушёл. Спрашивается: когда именно ушёл Иуда? До установления таинства Евхаристии или после? Ел ли он тот хлеб, указывая на который Иисус сказал: сие есть Тело Мое? Пил ли он вино из той чаши, указывая на которую Христос сказал: «сия есть Кровь Моя?»

Евангелисты Матфей, Марк и Лука, повествуя вообще весьма кратко о Тайной Вечери, говорят только об изобличении Иуды и установлении таинства Евхаристии, а об омовении ног и прощальной беседе Иисуса с Апостолами, равно как и об уходе Иуды, ничего не говорят и оканчивают свои повествования словами: «и воспевши пошли на гору Елеонскую». Поэтому если основываться только на первых трёх Евангелиях, то можно заключить, что все Апостолы остались с Иисусом до конца вечери, что по окончании её, воспевши, все пошли на гору Елеонскую и что лишь после того Иуда отделился от них и пошёл к первосвященникам за стражей; а из этого — прямой вывод, что Иуда присутствовал на вечери от начала и до конца, а следовательно, был при установлении таинства и из рук Иисуса причастился Св. Тайн.

Но ввиду очевидной неполноты сказаний первых трёх Евангелистов о происходившем на Тайной Вечери следует обратиться к Евангелию Иоанна, который, как известно, дополнял упущенное первыми Евангелистами и умалчивал о том, о чём они подробно рассказали. Ев. Иоанн повествует, что во время пасхальной вечери Иисус омыл ноги Апостолам и по этому поводу говорил им о смирении и что за тем последовало обличение предателя и уход Иуды (13, 30). Об обличении Иуды рассказали и первые три Евангелиста; а потому если и Иоанн говорит о том же, то, конечно, с целью пояснить, что первые Евангелисты упустили сказать об уходе Иуды; делая же такую поправку, он должен был с точностью указать и время ухода его. Затем, ничего не говоря об установлении таинства, подробно рассказанном первыми Евангелистами, Иоанн прямо переходит к прощальной беседе и начинает свое повествование о ней словами: когда он (то есть Иуда) вышел, Иисус сказал (13, 30-31).

Таким образом, из сопоставления сказаний всех четырёх Евангелистов становится очевидным: что Иуда присутствовал при омовении ног; что он удалился тотчас же после обличения его и обращения к нему Иисуса со словами: «что делаешь, делай скорее»; и что при прощальной беседе он не присутствовал.

предыдущая    следующая