«Православное Забайкалье», Чита

"ВМЕСТО ЛИЦА НЕ НОСИТЕ ЛИЧИНЫ"

Лицо — зеркало души. Оно отражает наше настроение, эмоции, черты характера, передает пережитое. Многие духовно или житейски опытные люди, взглянув на человека, могут судить о его свойствах. Но здесь есть и обратная сторона: не только жизнь накладывает отпечаток на лицо, но изменение лица изменяет жизнь. Как выбор одежды диктует поведение человека, так и изменение лица производит изменение или искажение нашей личности. Это правило может подтвердить любой актер, которому для той или иной цели приходится надевать личину: видимую — грим или невидимую — образ другого человека. Меняя внешность, актер переживает сотни чужих жизней, раздваивая и дробя свое сознание, забывая, где он реальный, а где его роль. В наше время позорное еще несколько веков назад актерское ремесло выплеснулось на наше общество. Игра, роль, маска, имидж — все это стало необходимым набором каждого человека.

Святые отцы возбраняли любое, даже самое малое перевоплощение, изменение своего образа, непочтительное отношение к нему. Одно из правил Шестого Вселенского Собора гласит: «Не носите личин комических, или сатирических, или трагических». На это многие скажут — не носили мы маски и носить не собираемся. Но как же, как не маской назвать привычные всем женский макияж.

Основное назначение макияжа — сделать женщину привлекательной и соблазнительной, никакого другого назначения нет. Сиюминутная красивость не заменяет красоту, в основе которой лежат душевная чистота и целомудрие. А если не заменяет, то подменяет, рождая обман. Этим увлечением женщин косметикой пользуется потребительский рынок, который не только удовлетворяет все потребности, но и планомерно подогревает спрос на косметику и парфюмерию: большая часть всего рекламного времени посвящена косметическим средствам, глянцевые журналы «проповедуют» тот или иной тип лица, канон красоты. Обратный импульс — навязанная рекламой или осознанная потребность в использовании косметики формирует рынок косметики, корректирующий цвет лица, длину ресниц, цвет губ. Основной девиз всех косметических компаний — молодость, свежесть. При этом затрагиваются самые уязвимые женские проблемы: боязнь увядания и измотанность, на что с экранов вечно молодые блондинки отвечают: «Ведь ты этого достойна». Культ молодой преуспевающей и одновременно праздной красавицы навязывается с экранов и страниц средств массовой информации. Быть «некрасивой», «неухоженной», ненакрашенной не просто немодно, а даже считается дурным тоном или чудачеством. Вот и стараются женщины из последних сил накопить деньги на дорогостоящую косметику, чтобы с помощью нее сохранить свой вес и свое место в обществе. Гонка за молодость заканчивается либо безразличной старостью, либо, для особо неугомонных, безконечными косметическими операциями. Как видим, одна страсть порождает другие. Но увлечение косметикой не только вредит душевному здоровью, но и напрямую — телесному. Один священнослужитель, как-то обращаясь к прихожанкам со словами наставления, сказал: «Вы знаете, что красите на свои лица? От вашей косметики разъедаются кресты, портятся иконы, не простирывается храмовое облачение. И этот яд вы носите каждый день, не задумываясь, какие вещества входят в состав губной помады и как это отражается на вашем здоровье».

Мало того, что косметика содержит отравляющие вещества и тяжелые металлы, в состав многих дорогих косметических средств входит абортированный материал (это уже никто не скрывает), другими словами, убиенных в утробе младенцев пускают на переработку ненасытному рынку косметики. И, что странно, никакие этические, гуманистические нормы и человеческие чувства — жалость или брезгливость — не задеваются у потребителей и производителей косметики. Между тем грех детоубийства будет лежать не только на прямых преступниках: матери и врачах, но и на тех, кто подогревает спрос на косметику из абортированного материала.

Как видим, безобидное изменение человеческого лица порождает цепочку страстей, ввергая людей в безконечное их удовлетворение. Об этом в начале XX века предостерегал святой праведный Иоанн Кронштадтский: «О, блудное человечество, употребляющее изящество, красоту и совершенство творения Божия в повод к соблазну, к удовлетворению своих страстей, а не во славу Божию! Увы, человеческая близорукость, ничего не видящая дальше своего носа! Ибо что делается не сегодня — так завтра с этой красотой человеческого тела? Она сделается смрадным, безобразным трупом, пищей червей — землею и прахом. А где будет душа, служившая прелести, осквернившаяся прелестью? Ничто ведь скверное не войдет в Царство Божие» (Откр. 21, 27).

Юлия Биктимирова


Святые отцы Церкви об изменении лица
Священномученик Киприан Карфагенский (III век). Кожу ты осквернила поддельным натиранием, волосы изменила не свойственным цветом, вид твой искажен ложью, образ извращен, лицо твое чуждо тебя. Ты не можешь видеть Бога, когда глаза у тебя не те, какие дал тебе Бог, но какие подделал дьявол. Ему ты последовала, ты подражала златоцветным и раскрашенным глазам змия, враг убирал твои волосы — с ним и гореть тебе.
Святой Григорий Богослов (IV век). Не стройте женщины, на головах у себя башен из накладных волос, не выставляйте напоказ нежной шеи, не покрывайте Божия лика гнусными красками и вместо лица не носите личины. Если природа дала вам красоту, не закрывайте ее протираниями... А если при рождении не получили вы дар красоты, то избегайте второго безобразия, то есть не заимствуйте красоты у рук — красоты, которую распутные женщины покупают за несколько монет...
Святой Иоанн Златоуст (IV век). Не увидишь на теле ея (христианки) ни безобразного лица, ни окровавленных губ, ни уст, подобных устам медведицы, обагренных кровью, ни бровей, очерченных сажею, как бы от прикосновения к очагу, ни ланит, подобных стенам гробов повапленных: все это сажа, прах, пепел и знак крайнего безобразия.

предыдущая    следующая