«Покров», Екатеринбург

О СПОРТЕ

Должно сказать с самого начала, что христианство относится непримиримо лишь к профессиональному — так называемому «большому» — спорту как к области, где преобладают колоссальные физические нагрузки, способные надорвать здоровье и психику человека, особенно молодого (а ведь большой спорт стал сейчас уделом совсем молодых), и где, кроме того, через желание победы возбуждаются и поощряются в душе спортсмена такие сильнейшие и губительные страсти, как азарт, ненависть к сопернику, гордыня, тщеславие и сребролюбие. Вспомним также и об использовании запрещенных наркодопингов со всеми разрушительными для психики человека последствиями.

В зону критики Церкви попадают также аэробика и так называемые спортивные танцы, включая фигурное катание на коньках, роликах, синхронное плавание и т.п., поскольку они состоят из сексуально-чувственных телодвижений, представляющих собою соблазн как для самого спортсмена (спортсменки), так и для окружающих его (ее) людей. Это — азы православной духовности, которая, признавая приоритет духа над плотью, требует от человека борьбы за целомудрие и стремления к заповеданной Богом чистоте.

Да, действительно, за время советской власти многие из нас привыкли, например, к фигурному катанию и питали им свое эстетическое (на деле — утонченно-сексуальное) чувство. Да, мы и вправду патриотически гордились победами наших спортсменов на Олимпиадах («Наши победили, советские!»). В спорте почти каждый имел своего кумира (Харламов и Яшин, Белоусова и Протопов, Водорезова и Кровопусков и пр.), ибо он, спорт, был и остается псевдодуховной отдушиной для миллионов россиян.

На трибунах во время матчей болельщики впадают в массовый экстаз. Так дается коллективный выход извечным темным эмоциям толпы: неистовые крики, душераздирающий блатной свист и безобразный матперемат. Это называется «культурно провести время». А что делается при этом в душе самого спортсмена-кумира, какие душепагубные страсти овладевают всем его существом, в какое самообожение он впадает — этого любители «поболеть», (в основном из простого народа), даже и не ведают. Дружно отбивая свои натруженные, в мозолях, ладони и скандируя до хрипоты: «Шайбу! Шайбу!», они и по сей день мало что знают об этом, потому что о самом понятии духовности судили и судят, в массе своей, исключительно примитивно — по безбожным навязанным стандартам века сего. Увы, верх духовности для многих россиян — «угадать мелодию» у телевизора.

Но вернемся к Олимпийским Играм. Каждый специалист-религиовед знает, что они имеют под собой религиозно-мистическую основу. Древние атлеты, выполнявшие те или иные спортивно-силовые телодвижения, вливали (жертвовали) свою энергию в находившиеся там же, на месте Игр, могилы так называемых греческих героев — великих почитаемых людей, — у которых население Древней Греции испрашивало помощь в устроении дел, мирских и духовных. Души героев, как утверждает история греческих верований, нуждались в постоянной подпитке — как за счет жертвенной крови животных и птиц, так и посредством живой человеческой энергии, которой олимпийцы и делились с умершими. Что заложено в духовной первооснове сегодняшних Игр — объяснить нетрудно. Учитывая господствующую на них языческую символику, а также культивируемый в ходе соревнований и подготовки к ним дух превозношения над противником, дух гордыни и славолюбия, можно заключить, что этой темной и греховной энергией современных спортсменов, или их жизненной силой, питаются исключительно притягиваемые ко всякому греху демоны и человеческая страстность — точно так же, как и в древние времена. Ведь не герои же, конечно, получали от праолимпийских атлетов жертвенную силу, а те же падшие духи и праздные язычники-зрители.

Российский обыватель, услышав это, может быть, вознегодует: «Мракобесие, чушь!» Но, видя, как тот же обыватель с горящими глазами и несокрушимой верой заряжает банки с водой через телевизор энергиями г-на Чумака, мы смело проигнорируем его реплику.

Что касается обычной физкультуры, то для христиан вполне приемлем целый ряд самых простых и эффективных упражнений, которые мы все разучивали еще в школе, плюс лыжи, велосипед, коньки, бег, отдых на природе и прочие физические нагрузки. Но, занимаясь физкультурой, христианин должен всегда чувствовать меру. Обычные физкультурные занятия мужчины не должны перерастать в страсть накачивать мышцы, а забота женщины о теле — доходить до потакания своим затаенным сексуальным влечениям (когда с тебя сошло буквально семь потов и не осталось уже совсем никаких сил, но зато явно обозначилась вожделенная талия и возникло темное желание соблазнять окружающих своей преходящей телесной красотой).

Православные святые, конечно же, не занимались физкультурой в формах, подобных современному тренингу и бодибилдингу: в этом не было надобности, да и праздного времени не было — ведь они выполняли различные физические работы, часто весьма тяжелые, но нужные людям. А тщеславный тренинг современных нарциссов имеет единственную цель (и эта цель навязчиво пропагандируется) — быть уверенными в себе, вечно молодыми и соблазнительно-желанными для окружающих. Все это — яркое проявление плотского язычества, торжествующего и самовлюбленного мирского духа.

Универсальное для всех христиан аскетическое правило святых отцов — «Отдай кровь и прими дух» — полагает некий предел и физкультуре тела, чтобы она не переросла в пристрастие и культ. Увы, именно такое перерастание нередко происходит, и особенно в наше время, когда люди почти забыли, что такое подвиг, молитва и пост и хотят лишь развлечений и плотских удовольствий. А там, где холят плоть и угождают ей, там всегда с человеком будут неразлучно идти по жизни блуд и похоть. Это основа основ православной аскетики.

Эту православную спасительную аскезу попутно уничижают авторы-журналисты: «Да сложился стереотип, что христиане — какие-то дохлые...»

Да нет, настоящие православные мужчины не дохлые, хотя вредным для сердца культуризмом они не занимаются и рывок в 200 кг, как правило, не совершают. Но они вполне нормальны и физически все, в основном, здоровы, и довольствуются тем, что по мере своей индивидуальной потребности уделяют телу лишь то внимание, которое соответствует их основной цели — единению с Богом. И когда поддержание нормальной физической формы и объема мускулов не заслоняет от них эту цель и не мешает ее достижению — они совершают приседания, бегают, прыгают, режут коньками лед и т. д.

Более того, им дозволительно, при необходимости, заниматься и русской борьбой — особенно тем, кто по роду службы призван охранять мир и безопасность в нашем общем российском доме. Почему именно русской? Да потому, что облагороженная православной тысячелетней традицией (кстати, по этому же принципу можно изучать и национальную греческую борьбу, а также болгарскую, сербскую и т. д.), она отличается, наряду с решительностью действий и отсутствием нечестных болевых методов, христианским великодушием к противнику, особенно к поверженному, в то время как восточные единоборства добивают этого самого противника особо изощренным и садистским образом.

И если святая Православная вера потребует однажды от российских мужчин-христиан самоотверженного физического подвига для защиты Отечества, его православных святынь и всех наших ближних — женщин, стариков и детей, — мы убеждены, что многие из них, с помощью Божией, сумеют повторить добрый пример святых иноков Пересвета и Осляби, которые, хоть и не занимались спортом, но отличились перед татарами и в истории на века тем, что соединив свою отменную физическую силу с несокрушимой духовной молитвенной мощью, деятельно способствовали возрождению Святой Руси.

Священник Андрей Горбунов

предыдущая    следующая