Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Православное Забайкалье», Чита

О КРЕСТИЛЬНОЙ РУБАШКЕ

Одной из насущных проблем церковной жизни является восстановление традиции полного уставного порядка совершения богослужений. Далеко позади осталось время всяческих притеснений и гонений на веру. Но последствия его еще долго будут сказываться.

Например, в советское время утвердился обычай крещения взрослых обливанием, а то и вовсе окроплением. Между тем в греческом языке само слово baptisma, переводимое на славянский как "крещение", означает именно "погружение". В дореволюционной России крестили только младенцев, поэтому при храмах и не было больших крестилен. Сейчас, когда крестятся больше взрослые, чем младенцы, нет никаких препятствий для восстановления правильного порядка крещения полным погружением. Или почти никаких, если не считать инерцию мышления некоторых священников и недостаточную заботу об обезпечении технической стороны таинства. Как показывает практика, крещение полным погружением возможно даже в войсковой части и в тюрьме.

При подготовке к крещению часто задают вопрос: что нужно иметь с собой, приходя креститься? Если крестик с цепочкой или веревочкой вопросов не вызывают, то необходимость позаботиться о крестильной рубашке не всегда понятна. Между тем крестильная рубашка обязательно нужна при крещении. Новорожденным рубашечку родители, как правило, готовят без напоминаний сами. Женщины тоже понимают, что без длинной рубашки им не совсем удобно будет находиться в общем помещении, где читаются молитвы таинства. А вот мужчинам, большим детям и подросткам нужны ли рубашки? Об этом спрашивают даже люди церковные.

Крестильная рубашка по-гречески называется "анаволий" (накидка, верхняя одежда). По традиции, это прямая длинная рубашка, новая, белого цвета, надеваемая на новокрещеного в знамение его духовной чистоты и радости, как вышедшего из "бани пакибытия". В древности принявшие Крещение не снимали анаволий до восьмого дня после совершения над ними Таинства. Светлая рубашка или риза символизирует новую одежду души, полученную от Бога в Таинстве Крещения. Перед началом чина крещения была снята старая одежда, как символ груза греха, к которому уже не надо обращаться, а из купели вышел новый человек - ему нужна и новая одежда, светлая и чистая. Как чиста надеваемая на человека крестильная рубашка, такой же чистой от грехов должна оставаться и душа человека. В Крещении мы даем обещание Богу хранить чистоту своей души от грехов, как мы заботимся о чистоте своих одежд, как чиста и светла надетая на человека после крещальной купели рубашка.

В старину младенческую крестильную рубашку хранили как семейную реликвию. Сохранилась рубашка, в которой крестили Пушкина, сохранились рубашки многих других великих людей. В христианской древности был обычай погребать людей, которые крестились в зрелом возрасте, в крестильной рубашке. Известно, что святой царь Константин Великий крестился за неделю до смерти и был погребен в крещальной ризе.

С богословской точки зрения облачение в "ризу светлу" после Крещения знаменует, прежде всего, возвращение человека к целостности и невинности, которыми он обладал в раю, восстановление его истинной природы, искаженной грехом. Святой Амвросий, епископ Медиоланский, сравнивает эту одежду с блистающими ризами Христа, преобразившегося на горе Фавор. Преобразившийся Христос явил Себя ученикам не в обнаженном виде, но в одежде "белой, как свет", в нетварном сиянии Божественной славы.

Эта белая одежда в литургических текстах и в святоотеческих писаниях именуется также блистающей ризою, ризой царскою, одеждой нетления. Облачая новокрещеного во одеяния, священник возглашает: "Облачается раб Божий (имя рек) в ризу правды, во имя Отца, и Сына, и Святаго духа. Аминь". И поется тропарь: "Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, многомилостиве Христе Боже наш".

Облачение в светлую одежду - один из древнейших обрядов чинопоследования крещения, которому отводится важное место в ранних толкованиях крещения. Со временем, однако, первоначальное понимание этого ритуала сузилось и свелось к чисто внешней символике. Белая одежда символизирует духовную чистоту и праведность, к которым должен стремиться в своей жизни каждый христианин.

Известный литургист протопресвитер Александр Шмеман пишет: "Мы знаем, что разоблачение оглашенного перед крещением знаменует его отречение от "ветхого человека" и "ветхой жизни" - жизни греховной и извращенной. Ведь именно грех открыл Адаму и Еве их наготу и заставил прикрыть ее одеждой. Но почему они не стыдились своей наготы до греха? Потому что они были облачены в Божественную славу и свет, в "красоту неизреченную", которая и составляет истинную природу человека. Они утратили это свое первое одеяние и "узнали они, что наги" (Быт.,3,7). Но тогда облачение в "ризу света" после крещения означает прежде всего возвращение человека к целостности и невинности, которыми он обладал в раю, восстановление его истинной природы, замутненной и искаженной грехом. Возвращаясь в рай, человек вновь обретает свою истинную природу, свое изначальное одеяние славы".

Крестильную рубашку несложно сшить самостоятельно. Для младенцев рубашку традиционного фасона допускается заменить новой белой распашонкой (платьицем). Для мужчин сорочкой или майкой.

В заключение добавим, что нередко приходится встречаться с таким неправильным подходом к крещению младенцев, когда родители боятся везти новорожденного в церковь, чтобы его не простудить. Договариваются и приглашают священника на дом, хотя в этом нет никакой необходимости. Считается, что крещение в домашних условиях есть нечто особое, лучшее, чем общее крещение… На самом деле все как раз наоборот. Священника действительно полагается приглашать для совершения молитвы на дому в некоторые моменты, связанные с рождением ребенка. По древней благочестивой традиции, дома совершались "молитва первого дня" и молитва восьмого дня - наречение имени. Но Крещение вне храма допускается, только если нет рядом храма или нет возможности успеть туда попасть, когда человек болен, либо при опасности смерти. Вне храма также невозможно совершить обряд воцерковления и причастить новокрещеного младенца.

Не стоит также откладывать надолго крещение младенцев. Нормальный срок - от двух недель до сорока дней.

В церковных традициях нет ничего случайного или неважного, чем можно было бы взять и пренебречь. В символике обрядов и таинств, обычаев домашнего благочестия заключено огромное богатство, собранное многими поколениями церковного народа. Наша духовная нищета и безграмотность сегодня как никогда нуждаются даже в малых крупицах этого великого богатства.

Иерей Роман

предыдущая    следующая